МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

Электронная коммерция:
использование российскими малыми предприятиями сети Интернет в 2002 году

 

4. Барьеры для использования электронной коммерции

Основной причиной, мешающей использовать сеть Интернет для продажи товаров или услуг являются отсутствие понимания у МП и ПБОЮЛ необходимости этого. Также можно отметить недостаточное число клиентов, доступных через Интернет (Диаграмма 10):

Диаграмма 10  Основные причины, мешающие использовать сеть Интернет для продажи товаров или услуг

 или, более подробно, в виде таблицы:

Препятствия

ИТОГО, МП и ПБОЮЛ, %

МП, %

ПБОЮЛ, %

СПМП, %

для нашей организации это не надо

43

35

52

31

через Интернет доступно недостаточное число потенциальных пользователей

25

33

18

54

нет компьютеров или выхода в Интернет

25

16

33

8

это не окупится

17

18

17

12

нет квалифицированного персонала

15

19

12

35

оплата доступа в Интернет слишком высока

15

17

13

23

Представленные на диаграмме и в таблице данные позволяют сделать вывод об отсутствии со стороны МП и ПБОЮЛ серьезного анализа возможностей использования Интернет для продажи своих товаров.

Для сравнения приведем данные исследования 2000 года: основная причина того, что 2/3 малых предприятий не являлись пользователями сети Интернет, заключалась в финансовой стороне вопроса. Более 40% МП отметили, что использовать Интернет для них дорого, более 20% сослались на отсутствие компьютеров. Около 40% МП не знали, как использовать электронную коммерцию в практической деятельности[22].

Одним из существенных барьеров на пути использования электронной коммерции является привычка российских пользователей к бесплатной информации. Кроме того, малые предприятия по своей природе гораздо менее склонны платить за информацию, чем крупные предприятия. Например, 40%  представителей малых предприятий – посетителей выставки «Бинфо 2001» полностью за бесплатную информацию, а 38% – за равенство бесплатного и платного доступа к информации[23].

Использование продвинутых возможностей электронной коммерции для МП может быть дороговато. Например, создание собственного электронного магазина (если это не является основным бизнесом), для малого предприятия очень дорого. Современные системы класса ERP также практически нереальны для малых предприятий.

 Сравним основные причины, мешающие использовать сеть Интернет для продажи товаров или услуг для российских и европейских малых предприятий (Таблица 3). Данные по России взяты из проведенного Ресурсным центром в 2002 году исследования, а данные по ЕС – из работы[24] (данные за 1999 год):

Таблица 3  Основные причины, мешающим использовать сеть Интернет для продажи товаров или услуг бизнеса – сравнение российских и зарубежных данных

Основные причины, мешающие использовать сеть Интернет для продажи товаров или услуг

число работающих, человек

В среднем

от 0 до 9

от 10 до 49

от 50 до 100

РФ, %

Страны ЕС, в среднем, 0 человек, %

Страны ЕС, в среднем, 1-9 человек, %

РФ, %

Страны ЕС, в среднем, %

Страны ЕС, в среднем, 50-249 человек, %

РФ, %

Страны ЕС, в среднем, %

для нашей организации это не надо

54

44

42

34

36

30

43

43

это не окупится

20

10

10

17

11

10

17

10

нет квалифицированного персонала

11

8

7

20

6

5

15

7

через Интернет доступно недостаточное число потенциальных пользователей

17

5

7

35

8

10

25

6

оплата доступа в Интернет слишком высока

16

6

4

18

2

0

15

5

 Приведенное в таблице сравнение позволяет сделать вывод, что российские МП и ПБОЮЛ видят существенно больше барьеров к использованию сети Интернет для продажи товаров и услуг, чем малые предприятия стран ЕС, а на первом месте и для РФ и для ЕС стоит отсутствие понимания необходимости подключения к Интернет (для РФ – данные на май 2002 года, а для ЕС – на 1999 год). Но надо отметить, что в ЕС, в отличии от РФ, уже несколько лет действуют программы, направленные на повышение осведомленности малых предприятий о возможностях электронной коммерции[25].

Для всех типов организаций наиболее важными ожидаемыми препятствиями к использованию сети Интернет являются слишком малое использование имеющимися клиентами сети Интернет, а также высокая стоимость компьютеров. Проблемы с защитой информации и законодательством российские организации пока не беспокоят. Это говорит, скорее о начальном этапе развития Интернет в России (Диаграмма 11):

Диаграмма 11  Препятствия к использованию сети Интернет для ведения бизнеса

Полученные результаты существенно отличаются от полученных в 1999 году при исследовании фирмой Price Waterhouse Coopers электронной коммерции в 21 стране мира (Таблица 4):

Таблица 4  Препятствия к использованию сети Интернет для ведения бизнеса – сравнение российских и зарубежных данных

Препятствия

МП, %

ПБОЮЛ, %

СПМП, %

ИТОГО, МП и ПБОЮЛ, %

PWC Report[26], %

клиенты слишком мало используют сеть Интернет

29

27

25

28

37

стоимость компьютеров высока

13

27

29

19

23

ограниченное знание технологий

9

17

14

13

21

ограниченное знание бизнес-моделей электронной коммерции

10

13

13

11

22

поставщики мало используют Интернет

11

10

6

11

31

проблемы с защитой информации в Интернет

10

8

13

9

35

законодательные и налоговые сложности

5

11

5

7

33

 

Итак, для МП наибольшими препятствиями к использованию сети Интернет для ведения бизнеса являются (данные взяты из 2-х диаграмм: Диаграмма 10 и Диаграмма 11):

-    для нашей организации это не надо;

-   через Интернет доступно недостаточное число потенциальных пользователей;

-   стоимость компьютеров высока;

-   оплата доступа в Интернет слишком высока;

-   это не окупится.

 Для ПБОЮЛ наибольшими препятствиями к использованию сети Интернет для ведения бизнеса являются:

-   для нашей организации это не надо;

-   нет компьютеров или выхода в Интернет;

-   клиенты слишком мало используют сеть Интернет;

-   стоимость компьютеров высока.

Такие ответы говорят о том, что ПБОЮЛ меньше МП знают о современных информационных технологиях.

 

[22] «Проблемы информационного обеспечения и использования Интернет коммерции в сфере малого бизнеса», 2000 г.

[23] Выставка по информационному обеспечению малых предприятий г. Москвы.

[24] European Observatory for SME - Sixth Report (2000)

[25] «Российские малые предприятия – станьте цифровыми! Отчет о стажировке по электронной коммерции в странах ЕС специалистов региональных агентств по поддержке малого и среднего бизнеса». Михайлов А.Г., «Консалтинг», 2002, N1

[26] SME Electronic Commerce Study, PriceWaterhouseCoopers, 1999.

 

оглавление исследования
 

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья