МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

Электронная коммерция:
использование российскими малыми предприятиями сети Интернет в 2002 году

 

3. Выгоды, ожидаемые от использования сети Интернет и электронной коммерции

Использование элементов электронной коммерции позволяет предприятиям получить целый ряд возможностей (однако они могут быть и опасностями, т.к. доступны и конкурентам):

·           Существенное расширение рынка. В России нет, как в странах ЕС, исторически сложившихся языковых и культурных барьеров между регионами. Одинаковы и основные законы, действующие в различных регионах РФ. Следовательно, для продаж могут быть доступны сразу все регионы России. Наряду с этим у предприятий появляется принципиальная возможность организовать продажу своих товаров в другие страны мира. Однако Интернет приносит и опасность того, что конкуренты могут легко организовать продажи на локальные рынки, где работает малое предприятие.

·           Ускорение времени реакции на изменения рынков. Использование элементов электронной коммерции позволяет как существенно уменьшить время на маркетинговые исследования, так и ускорить продвижение продукции на рынок. Более сложные и дорогие информационные системы класса ERP[18] позволяют существенно минимизировать издержки и уменьшить время на выпуск новой продукции.

·           Участие в поставках продукции государственным и негосударственным организациям. Выставление большими предприятиями в Интернет информации о требуемых им товарах позволяет малым предприятиям участвовать в таких поставках.

 Для МП и ПБОЮЛ наибольшими ожидаемыми от использования сети Интернет выгодами для ведения бизнеса являются (Диаграмма 9):

-   улучшение имиджа предприятия;

-   повышение конкурентоспособности предприятия;

-   улучшение обмена информацией с поставщиками;

-   улучшение обмена информации с клиентами.

Ряд малых предприятий, как достаточно существенные, отметил также следующие факторы:

-   доступ на рынки других регионов;

-   повышение привязанности клиентов;

-   улучшение обслуживания клиентов.

 Для структур поддержки МП очень значимым фактором является также улучшение обмена информацией с клиентами (Диаграмма 9, здесь и далее сортировка в порядке убывания значимости):

Диаграмма 9  Возможные выгоды от использования сети Интернет для ведения бизнеса

или, более подробно, в виде таблицы, где в самом правом столбце представлены данные по МП в странах APEC в 1999 году:

Таблица 3  Возможные выгоды от использования сети Интернет для ведения бизнеса – сравнение российских и зарубежных данных

Возможные выгоды

ИТОГО, МП и ПБОЮЛ, %

МП, %

ПБОЮЛ, %

СПМП, %

PWC Report[19], %

улучшение имиджа предприятия

21

28

13

52

62

повышение конкурентоспособности предприятия

21

24

17

38

58

улучшение обмена информацией с поставщиками

21

23

18

15

37

улучшение обмена информации с клиентами

20

27

11

52

58

доступ на рынки других регионов

15

18

13

16

 

повышение привязанности клиентов

15

18

13

29

53

улучшение обслуживания клиентов

14

18

10

24

68

увеличение доходов благодаря каналам сбыта Интернет

13

16

9

24

38

уменьшение затрат

10

10

10

17

32

привлечение новых инвестиций

9

9

8

17

34

доступ на рынки стран СНГ

8

11

6

12

 

уменьшение затрат на обновление данных компании

7

8

6

12

38

доступ на международные рынки

6

9

3

12

45

Итак, для МП наибольшими ожидаемыми от использования сети Интернет выгодами для ведения бизнеса являются:

-   улучшение имиджа предприятия;

-   улучшение обмена информации с клиентами;

-   повышение конкурентоспособности предприятия;

-   улучшение обмена информацией с поставщиками;

-   улучшение обслуживания клиентов;

-   доступ на рынки других регионов.

 Для ПБОЮЛ наибольшими ожидаемыми от использования сети Интернет выгодами для ведения бизнеса являются:

-   улучшение обмена информацией с поставщиками;

-   повышение конкурентоспособности предприятия;

-   улучшение имиджа предприятия;

-   доступ на рынки других регионов;

-   повышение привязанности клиентов;

-   улучшение обмена информации с клиентами.

 Структуры поддержки МП имеют существенно больший опыт работы с Интернет, что показывают и их ответы на вопрос о наибольших ожидаемыми от использования сети Интернет выгодах для ведения бизнеса:

-   улучшение имиджа предприятия;

-   улучшение обмена информации с клиентами;

-   повышение конкурентоспособности предприятия;

-   повышение привязанности клиентов;

-   улучшение обслуживания клиентов;

-   увеличение доходов благодаря каналам сбыта Интернет.

Оценки важности различных выгод от использования сети Интернет существенно отличаются от данных, полученных в 1999 году при исследовании электронной коммерции в 21 развитой или развивающейся стране мира, включая Россию[20]. Исследование было проведено фирмой Price Waterhouse Coopers. В исследовании выявлены следующие ожидаемые выгоды от использования возможностей электронной коммерции и сети Интернет:

1.      улучшение обслуживания клиентов;

2.      улучшение имиджа предприятия;

3.      улучшение обмена информации с клиентами;

4.      повышение конкурентоспособности предприятия;

5.      повышение привязанности клиентов;

6.      доступ на международные рынки.

 Пожалуй, можно сделать вывод, что малые предприятия, участвовавшие в исследовании Price Waterhouse Coopers более развиты в области электронной коммерции (т.е. больший акцент на улучшение обслуживания клиентов и выход на международные рынки), чем российские предприятия (акцент на улучшение имиджа предприятия и уже потом на улучшение обмена информации с клиентами).

 Конкретные рекомендации, как российские малые предприятия могут реализовать потенциальные выгоды от использования сети Интернет, можно найти в книге[21].

 

[18] ERP- Enterprise Resource Planning – автоматизация предприятия.

[19] SME Electronic Commerce Study, PriceWaterhouseCoopers, 1999.

[20] SME Electronic Commerce Study, PriceWaterhouseCoopers, 1999.

[21] 1.   «Проектирование информационных систем в Internet. Руководство для менеджера». М.: «Информ-Знание», 2000, Михайлов А.Г.

 

оглавление исследования
 

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья