МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

Электронная коммерция:
использование российскими малыми предприятиями сети Интернет в 2002 году

 

2. Использование сети Интернет

Около 60% МП и 30% ПБОЮЛ уже используют сеть Интернет (Диаграмма 3), что существенно превышает результаты предыдущих исследований. Например, в феврале 2000 года только 30% Санкт-Петербургских малых предприятий являлись пользователями сети Интернет [10]. Надо отметить, что уровень информатизации предприятий Москвы и Санкт-Петербурга традиционно выше, чем в других регионах России. Среднее время работы МП и ПБОЮЛ с Интернет – год или меньше, структуры поддержки предпринимательства используют Интернет уже от одного до пяти лет:

Диаграмма 3  Время использования сети Интернет

или, более подробно, в виде таблицы:

Какое время Ваша организация использует сеть Интернет

МП

ПБОЮЛ

СПМП

не используем

40

69

13

около 1 года

20

14

26

1-2 года

16

9

19

2-3 года

15

4

19

3-5 лет

5

2

19

более 5 лет

4

1

3

 Результаты данного исследования и исследования 2000 года[11] показывают, что существует прямая зависимость между числом работающих на предприятии и использованием сети Интернет – чем больше работающих, тем больше и использование Интернета.

 В среднем (для организаций, имеющих доступ к сети Интернет) каждое МП использует Интернет примерно раз в день, ПБОЮЛ – раз в несколько дней, а структуры поддержки МП - несколько раз в день. Почти половина МП и треть ПБОЮЛ, из числа пока не использующих Интернет, собираются это сделать (Диаграмма 4):

Диаграмма 4  Частота использования сотрудниками организаций сети Интернет для своей работы

Такая частота использования малыми предприятиями и ПБОЮЛ сети Интернет может быть достаточна для эпизодической работы с электронной почтой, возможно также ведение статических Интернет-страниц по организации и ее продуктам. Для организации продаж своей продукции через Интернет имеющихся у МП и ПБОЮЛ компьютеров и опыта работы совершенно недостаточно.

 

Большинство МП и ПБОЮЛ выходят в Интернет по обычной телефонной линии, или не выходят вообще (Диаграмма 5):

Диаграмма 5  Линии связи для выхода в сеть Интернет

Более 20% СПМП  выходят в Интернет по выделенной линии, что в сочетании с имеющимися у них техническими средствами и опытом работы делает возможным организацию простейших элементов продвижения своих услуг через Интернет – т.е. второго из четырех уровней развития электронной коммерции (по классификации Price Waterhouse Coopers[12]).

 Примерно 70% ПБОЮЛ и более трети МП вообще не имеют адресов электронной почты. Структуры поддержки МП имеют один или несколько адресов на организацию (Диаграмма 6):

Диаграмма 6  Число адресов электронной почты на организацию

 

Более 30% малых предприятий и 10% ПБОЮЛ имеют свои страницы в Интернет, в основном на бесплатных сайтах. Свой сайт в Интернет есть только у 15% МП (Диаграмма 7):

Диаграмма 7  Выставленная в сети Интернет информация по организации

Эта диаграмма показывает, что большинство опрошенных малых предприятий и ПБОЮЛ пока не выставили информацию по своей фирме и продуктам в Интернет. Однако сейчас есть большое число бесплатных и совсем недорогих Интернет-сайтов, вполне доступных для малых предприятий, как только они соберутся выставить на них свою информацию.

В отличие от поддерживаемых ими малых предприятий, почти 40% опрошенных структур поддержки МП имеют собственный сайт и еще 40% имеют страницы на сайтах других организаций.

Основными направлениями использования сети Интернет для МП и ПБОЮЛ являются поиск информации (более 50% МП и 30% ПБОЮЛ) и переписка по электронной почте (около 50% МП и 25% ПБОЮЛ). Также можно отметить распространение информации о продуктах, рассылка по электронной почте рекламы продукции, получение заказов через Интернет и выставление своего сайта в Интернет (Диаграмма 8):

Диаграмма 8  Основные направления использования сети Интернет

Примечания: данные взяты для малых предприятий и ПБОЮЛ, уже имеющих опыт работы с сетью Интернет. Данные диаграммы отсортированы по средней для МП и ПБОЮЛ оценке.

 Исходные данные для приведенной выше диаграммы, включающие также структуры поддержки МП и, для сравнения, данные по Санкт-Петербургу, приведены в таблице:

Таблица 1  Основные направления использования сети Интернет

Основные направления использования сети Интернет

МП, %

ПБОЮЛ, %

СПМП, %

МП и ПБОЮЛ, %

МП Санкт-Петербурга, 2000 год[13], %

поиск информации по Интернет

89

90

90

89

90

переписка по электронной почте

80

73

97

77

76

распространение информации о продуктах

41

35

34

39

-

рассылка по электронной почте рекламы продукции

39

25

34

34

30

получение заказов через Интернет

39

16

31

30

-

выставление своего сайта в Интернет

31

12

59

24

-

выставление своих страниц в Интернет

23

20

45

22

34

проведение маркетинговых исследований

22

22

55

22

26

подтверждение заказов через Интернет

18

18

14

18

-

продажа товаров через Интернет

21

4

24

15

-

кооперация для совместного предложения товаров и услуг

8

4

21

6

-

получение платежей через Интернет

2

0

3

1

-

оплата через Интернет

0

0

3

0

-

Примечания: «-» - нет данных.

 Основные направления использования малыми предприятиями сети Интернет, полученные в ходе проведенного Ресурсным центром анкетирования и исследования, проведенного в феврале 2000 года в Санкт-Петербурге[14] весьма похожи. За 2 года никаких революционных изменений не произошло, как использовали малые предприятия Интернет для поиска информации, переписки по электронной почте и выставления информации по своей фирме, так это и осталось. Нелюбовь малых предприятий к приему и получению платежей через Интернет (что составляет основу продвинутых форм электронной коммерции – продаж через Интернет) за прошедшие два года нисколько не уменьшилась. Справедливости ради надо отметить, что и для средних и больших российских предприятий это также все еще представляет серьезную проблему.

В 2001 году автор данного текста, в рамках обучения по электронной коммерции, объехал пять стран ЕС и ситуация с приемом и получением денег через Интернет там была лишь чуть получше, чем в России. В качестве общего впечатления от уровня развития электронной коммерцией в странах ЕС можно отметить следующее[15]:

-   Законодателем мод в области электронной коммерции и разработке программного обеспечения для этой области ЕС не является. Отставание от США в области внедрения электронной коммерции составляет 2-3 года;

-   На основании анализа посещенных в процессе стажировке фирм можно сделать вывод, что под электронной коммерцией европейские фирмы понимают не сложные торговые площадки типа B2C (business to customer) или B2B (business to business), а просто страницы в сети Интернет;

-   Разница между Голландией и Москвой (в Москве уровень развития Интернет-технологий выше, чем в регионах РФ) состоит не в технических и программных решениях – они примерно одинаковы, а в уровне менеджмента при создании и, особенно, при эксплуатации информационных систем. Внешняя и внутренняя среда фирм в ЕС гораздо более стабильна и рациональна. Инфраструктура ведения бизнеса и уровень образования менеджеров также лучше. В силу этого внедрение, а особенно, эксплуатация, информационных систем в ЕС проходит в целом более организованно и успешно;

-   Достаточно хорошо разницу между России и развитыми странами ЕС можно проиллюстрировать на примере бань (саун). Автор посетил сауны в Голландии, Бельгии и Германии и пришел к выводу, что в качестве плюсов можно отметить отличный сервис, но по сравнению с Россией, температура в парилках существенно меньше, что не позволяет россиянам хорошо попариться. Действительно «что русскому хорошо – немцу смерть» (а, к сожалению, также и наоборот). Хотелось бы надеяться, что в области внедрения электронной коммерции это не так.

 

Полученные в ходе опроса данные позволили провести сравнение основных направлений использования сети Интернет субъектами малого предпринимательства России и развитых европейских стран (Таблица 2):

Таблица 2  Основные направления использования сети Интернет бизнеса – сравнение российских и зарубежных данных

Основные направления использования сети Интернет

Россия (данные на май 2002 года)

Страны ЕС (данные на 1999 год) [16]

МП, %

ПБОЮЛ, %

СПМП, %

МП и ПБОЮЛ, %

Страны ЕС, в среднем, %

Гер-мания, %

Греция, %

Швеция, %

Англия, %

распространение информации о продуктах

25

12

32

18

21

32

11

34

15

продажа товаров через Интернет

13

1

23

7

7

14

1

15

5

получение заказов через Интернет

23

5

29

14

10

15

4

25

8

подтверждение заказов через Интернет

11

6

13

8

7

9

1

27

7

оплата через Интернет

0

0

3

0

4

9

0

21

3

получение платежей через Интернет

1

0

3

0,5

3

5

0

8

4

кооперация для совместного предложения товаров и услуг

5

1

19

3

11

19

4

21

6

Примечание: данные взяты для всех малых предприятий и ПБОЮЛ, а не только тех, кто  уже имеет опыт работы с сетью Интернет, как это сделано на Диаграмма 7 и в таблице под ней.

 Эта таблица позволяет сделать вывод, что уровень использования электронной коммерции российскими малыми предприятиями в начале 2002 года очень близок к тому, что было в странах ЕС в 1999 году. Однако оплата и финансовые расчеты и кооперация через Интернет пока совершенно неразвиты, хотя для малых предприятий покупка и продажа через Интернет потенциально очень интересны и позволяют выйти на рынки других регионов.

Итого в области освоения возможностей электронной коммерции, в т.ч. сети Интернет, можно оценить отставание российских малых предприятий от малых предприятий стран ЕС в 2-3 года. По имеющимся оценкам малые предприятия США обгоняют малые предприятия стран ЕС тоже где-то на 2-3 года. Итого, отставание в области освоения возможностей электронной коммерции малых предприятий РФ от малых предприятий США составляет примерно 5 лет, а для данной области это огромный срок.

Однако сейчас Интернет растет в России очень быстро – только 30% малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000 году использовали сеть  Интернет[17], а в середине 2002 года уже 60% малых предприятий в регионах РФ делали это. Надо отметить, что предприятия Москвы и Санкт-Петербурга имеют более высокий уровень информатизации, в т.ч. по использованию Интернет. Итого, можно оценить прогресс в области использования малыми предприятиями сети Интернет за 2 года в 3 раза(!).

 

[10] «Проблемы информационного обеспечения и использования Интернет коммерции в сфере малого бизнеса», 2000 г.

[11] «Проблемы информационного обеспечения и использования Интернет коммерции в сфере малого бизнеса», 2000 г.

[12] European Observatory for SME - Sixth Report (2000).

[13] «Проблемы информационного обеспечения и использования Интернет коммерции в сфере малого бизнеса», 2000 г.

[14] «Проблемы информационного обеспечения и использования Интернет коммерции в сфере малого бизнеса», 2000 г.

[15] «Российские малые предприятия – станьте цифровыми! Отчет о стажировке по электронной коммерции в странах ЕС специалистов региональных агентств по поддержке малого и среднего бизнеса». Михайлов А.Г., «Консалтинг», 2002, N1

[16] European Observatory for SME - Sixth Report (2000)

[17] «Проблемы информационного обеспечения и использования Интернет коммерции в сфере малого бизнеса», 2000 г.

 

оглавление исследования
 

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья