Около 60% МП и 30% ПБОЮЛ уже используют сеть Интернет (Диаграмма
3), что существенно превышает результаты предыдущих исследований. Например, в феврале 2000 года только 30% Санкт-Петербургских малых предприятий являлись пользователями сети Интернет
.
Надо отметить, что уровень информатизации предприятий Москвы и Санкт-Петербурга
традиционно выше, чем в других регионах России. Среднее время работы МП и ПБОЮЛ
с Интернет – год или меньше, структуры поддержки предпринимательства используют
Интернет уже от одного до пяти лет:
Диаграмма 3 Время использования сети Интернет

или, более подробно, в виде таблицы:
Какое время Ваша организация использует сеть Интернет
|
МП
|
ПБОЮЛ
|
СПМП
|
не используем
|
40
|
69
|
13
|
около 1 года
|
20
|
14
|
26
|
1-2 года
|
16
|
9
|
19
|
2-3 года
|
15
|
4
|
19
|
3-5 лет
|
5
|
2
|
19
|
более 5 лет
|
4
|
1
|
3
|
Результаты данного исследования и исследования 2000 года[11]
показывают, что существует прямая зависимость между числом работающих на
предприятии и использованием сети Интернет – чем больше работающих, тем больше
и использование Интернета.
В среднем (для организаций, имеющих доступ к сети
Интернет) каждое МП использует Интернет примерно раз в день, ПБОЮЛ – раз в несколько
дней, а структуры поддержки МП - несколько раз в день. Почти половина МП и
треть ПБОЮЛ, из числа пока не использующих Интернет, собираются это сделать (Диаграмма
4):
Диаграмма 4 Частота использования сотрудниками
организаций сети Интернет для своей работы

Такая частота использования малыми предприятиями и ПБОЮЛ
сети Интернет может быть достаточна для эпизодической работы с электронной
почтой, возможно также ведение статических Интернет-страниц по организации и ее
продуктам. Для организации продаж своей продукции через Интернет имеющихся у МП
и ПБОЮЛ компьютеров и опыта работы совершенно недостаточно.
Большинство МП и ПБОЮЛ выходят в Интернет по обычной
телефонной линии, или не выходят вообще (Диаграмма 5):
Диаграмма 5 Линии связи для выхода в сеть Интернет

Более 20% СПМП выходят в Интернет по выделенной линии, что
в сочетании с имеющимися у них техническими средствами и опытом работы делает
возможным организацию простейших элементов продвижения своих услуг через
Интернет – т.е. второго из четырех уровней развития электронной коммерции (по
классификации Price Waterhouse Coopers).
Примерно 70% ПБОЮЛ и более трети МП вообще не имеют адресов
электронной почты. Структуры поддержки МП имеют один или несколько адресов на
организацию (Диаграмма 6):
Диаграмма 6 Число адресов электронной почты на
организацию

Более 30% малых предприятий и 10% ПБОЮЛ имеют свои страницы
в Интернет, в основном на бесплатных сайтах. Свой сайт в Интернет есть только у
15% МП (Диаграмма 7):
Диаграмма 7 Выставленная в сети Интернет информация по
организации

Эта диаграмма показывает, что большинство опрошенных малых
предприятий и ПБОЮЛ пока не выставили информацию по своей фирме и продуктам в
Интернет. Однако сейчас есть большое число бесплатных и совсем недорогих
Интернет-сайтов, вполне доступных для малых предприятий, как только они
соберутся выставить на них свою информацию.
В отличие от поддерживаемых ими малых предприятий, почти 40%
опрошенных структур поддержки МП имеют собственный сайт и еще 40% имеют
страницы на сайтах других организаций.
Основными направлениями использования сети Интернет для МП и
ПБОЮЛ являются поиск информации (более 50% МП и 30% ПБОЮЛ) и переписка по
электронной почте (около 50% МП и 25% ПБОЮЛ). Также можно отметить
распространение информации о продуктах, рассылка по электронной почте рекламы
продукции, получение заказов через Интернет и выставление своего сайта в
Интернет (Диаграмма 8):
Диаграмма 8 Основные направления использования сети
Интернет

Примечания: данные взяты для малых предприятий и ПБОЮЛ,
уже имеющих опыт работы с сетью Интернет. Данные диаграммы отсортированы по
средней для МП и ПБОЮЛ оценке.
Исходные данные для приведенной выше диаграммы, включающие
также структуры поддержки МП и, для сравнения, данные по Санкт-Петербургу,
приведены в таблице:
Таблица 1 Основные направления использования сети Интернет
Основные направления использования сети Интернет
|
МП, %
|
ПБОЮЛ, %
|
СПМП, %
|
МП
и ПБОЮЛ, %
|
МП
Санкт-Петербурга, 2000 год, %
|
поиск информации
по Интернет
|
89
|
90
|
90
|
89
|
90
|
переписка по
электронной почте
|
80
|
73
|
97
|
77
|
76
|
распространение
информации о продуктах
|
41
|
35
|
34
|
39
|
-
|
рассылка по
электронной почте рекламы продукции
|
39
|
25
|
34
|
34
|
30
|
получение заказов
через Интернет
|
39
|
16
|
31
|
30
|
-
|
выставление своего
сайта в Интернет
|
31
|
12
|
59
|
24
|
-
|
выставление своих
страниц в Интернет
|
23
|
20
|
45
|
22
|
34
|
проведение
маркетинговых исследований
|
22
|
22
|
55
|
22
|
26
|
подтверждение
заказов через Интернет
|
18
|
18
|
14
|
18
|
-
|
продажа товаров
через Интернет
|
21
|
4
|
24
|
15
|
-
|
кооперация для
совместного предложения товаров и услуг
|
8
|
4
|
21
|
6
|
-
|
получение платежей
через Интернет
|
2
|
0
|
3
|
1
|
-
|
оплата через
Интернет
|
0
|
0
|
3
|
0
|
-
|
Примечания: «-» - нет данных.
Основные направления использования малыми предприятиями сети
Интернет, полученные в ходе проведенного Ресурсным центром анкетирования и
исследования, проведенного в феврале 2000 года в Санкт-Петербурге
весьма похожи. За 2 года никаких революционных изменений не произошло, как
использовали малые предприятия Интернет для поиска информации, переписки по
электронной почте и выставления информации по своей фирме, так это и осталось.
Нелюбовь малых предприятий к приему и получению платежей через Интернет (что составляет
основу продвинутых форм электронной коммерции – продаж через Интернет) за прошедшие
два года нисколько не уменьшилась. Справедливости ради надо отметить, что и для
средних и больших российских предприятий это также все еще представляет
серьезную проблему.
В 2001 году автор данного текста, в рамках обучения по
электронной коммерции, объехал пять стран ЕС и ситуация с приемом и получением
денег через Интернет там была лишь чуть получше, чем в России. В качестве
общего впечатления от уровня развития электронной коммерцией в странах ЕС можно
отметить следующее:
-
Законодателем мод в области электронной коммерции и разработке
программного обеспечения для этой области ЕС не является. Отставание от США в области
внедрения электронной коммерции составляет 2-3 года;
-
На основании анализа посещенных в процессе стажировке фирм можно
сделать вывод, что под электронной коммерцией европейские фирмы понимают не
сложные торговые площадки типа B2C
(business to customer) или B2B (business to business),
а просто страницы в сети Интернет;
-
Разница между Голландией и Москвой (в Москве уровень развития Интернет-технологий
выше, чем в регионах РФ) состоит не в технических и программных решениях – они
примерно одинаковы, а в уровне менеджмента при создании и, особенно, при
эксплуатации информационных систем. Внешняя и внутренняя среда фирм в ЕС
гораздо более стабильна и рациональна. Инфраструктура ведения бизнеса и уровень
образования менеджеров также лучше. В силу этого внедрение, а особенно,
эксплуатация, информационных систем в ЕС проходит в целом более организованно и
успешно;
-
Достаточно хорошо разницу между России и развитыми странами ЕС
можно проиллюстрировать на примере бань (саун). Автор посетил сауны в
Голландии, Бельгии и Германии и пришел к выводу, что в качестве плюсов можно
отметить отличный сервис, но по сравнению с Россией, температура в парилках
существенно меньше, что не позволяет россиянам хорошо попариться. Действительно
«что русскому хорошо – немцу смерть» (а, к сожалению, также и наоборот).
Хотелось бы надеяться, что в области внедрения электронной коммерции это не
так.
Полученные в ходе опроса данные позволили провести сравнение
основных направлений использования сети Интернет субъектами малого предпринимательства
России и развитых европейских стран (Таблица 2):
Таблица
2 Основные направления использования сети Интернет бизнеса – сравнение
российских и зарубежных данных
Основные направления использования сети Интернет
|
Россия (данные на май 2002 года)
|
Страны ЕС (данные на 1999 год)
|
МП, %
|
ПБОЮЛ, %
|
СПМП, %
|
МП и ПБОЮЛ, %
|
Страны ЕС, в среднем, %
|
Гер-мания, %
|
Греция, %
|
Швеция, %
|
Англия, %
|
распространение
информации о продуктах
|
25
|
12
|
32
|
18
|
21
|
32
|
11
|
34
|
15
|
продажа
товаров через Интернет
|
13
|
1
|
23
|
7
|
7
|
14
|
1
|
15
|
5
|
получение
заказов через Интернет
|
23
|
5
|
29
|
14
|
10
|
15
|
4
|
25
|
8
|
подтверждение
заказов через Интернет
|
11
|
6
|
13
|
8
|
7
|
9
|
1
|
27
|
7
|
оплата
через Интернет
|
0
|
0
|
3
|
0
|
4
|
9
|
0
|
21
|
3
|
получение
платежей через Интернет
|
1
|
0
|
3
|
0,5
|
3
|
5
|
0
|
8
|
4
|
кооперация
для совместного предложения товаров и услуг
|
5
|
1
|
19
|
3
|
11
|
19
|
4
|
21
|
6
|
Примечание: данные взяты для всех малых предприятий и
ПБОЮЛ, а не только тех, кто уже имеет опыт работы с сетью Интернет, как это
сделано на Диаграмма 7 и в таблице под ней.
Эта таблица позволяет сделать вывод, что уровень
использования электронной коммерции российскими малыми предприятиями в начале
2002 года очень близок к тому, что было в странах ЕС в 1999 году. Однако оплата
и финансовые расчеты и кооперация через Интернет пока совершенно неразвиты,
хотя для малых предприятий покупка и продажа через Интернет потенциально очень
интересны и позволяют выйти на рынки других регионов.
Итого в области освоения возможностей электронной
коммерции, в т.ч. сети Интернет, можно оценить отставание российских малых предприятий
от малых предприятий стран ЕС в 2-3 года. По имеющимся оценкам малые
предприятия США обгоняют малые предприятия стран ЕС тоже где-то на 2-3 года.
Итого, отставание в области освоения возможностей электронной коммерции малых
предприятий РФ от малых предприятий США составляет примерно 5 лет, а для данной
области это огромный срок.
Однако сейчас Интернет растет в России очень быстро – только
30% малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000 году использовали сеть Интернет,
а в середине 2002 года уже 60% малых предприятий в регионах РФ делали это. Надо
отметить, что предприятия Москвы и Санкт-Петербурга имеют более высокий уровень
информатизации, в т.ч. по использованию Интернет. Итого, можно оценить прогресс
в области использования малыми предприятиями сети Интернет за 2 года в 3
раза(!).
оглавление исследования
|