МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

Электронная коммерция:
использование российскими малыми предприятиями сети Интернет в 2002 году

 

Законодательное и нормативное регулирование электронной коммерции

В 2000 году в России не было ни одного федерального закона, касающегося электронной коммерции. Но в 2001 принят федеральный закон "Об электронной цифровой подписи (ЭЦП)". Подготовлены и должны быть приняты следующие законопроекты (по состоянию на июнь 2002 года):

- "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг";
- "Об электронной торговле";
- "Об электронном документе";
- "О предоставлении электронных и финансовых услуг".

 Целью федерального закона "Об электронной цифровой подписи (ЭЦП)" является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Закон устанавливает правовые последствия скрепления документов электронной цифровой подписью, регламентирует, что на документацию, подписанную ЭЦП, распространяются все традиционные процессуальные функции подписи, в том числе: удостоверение полномочий подписавшей стороны, установление подписавшего лица и содержания сообщения, а также роль подписи в качестве судебного доказательства.

Закон "Об электронной цифровой подписи" тесно связан с непринятыми пока законами "Об электронном документе", "Об электронной торговле", "О предоставлении электронных и финансовых услуг" и др. Без принятия этих законов сложно говорить о реальном законодательном регулировании электронной подписи.

 Проект федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" дает определения Интернета, электронной почты и др. Также закон устанавливает четкие принципы лицензирования и сертификации в области оказания интернет-услуг и сам перечень услуг, подлежащих сертификации и лицензированию. В законопроекте предусматривается ответственность субъектов сферы оказания интернет-услуг за убытки, возникшие из-за распространения конфиденциальной или иной информации. Законопроектом предусматривается наступление ответственности за систематическую отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного характера (спама).

В перечисленных законах непосредственно о поддержке малых предприятий не сказано ничего, как впрочем, и о самих малых или средних предприятиях.

 Единственной большой государственной инициативой по поддержке электронной коммерции является принятая летом 2001 года федеральная целевая программа "Электронная Россия". Масштабы программы очень велики. Стоимость осуществления программы оценивается в 2,6 млрд. долларов. В рамках этой программы предполагается создать механизм "электронного взаимодействия" жителей России с чиновниками, существенно развить кадровый потенциал в сфере информационных технологий, развить инфраструктуру доступа к сети Интернет.

В соответствии с планами к 2005 году объем информационных и программных услуг должен возрасти в два-три раза, а в 2010 - в пять-шесть раз по сравнению с 2000 годом. Экспорт информационных технологий должен достичь в 2010 году одного-двух миллиардов долларов, а сектор информационных технологий составит около 2% национальной экономики (в 2000 году этот показатель составил 1,16%). Координирует выполнение этой программы министерство связи.

 Одним из наиболее трудоемких работ в рамках "Электронной России" должно стать увеличение числа пользователей сети Интернет. Серьезным тормозом на пути развития электронной торговли является небольшое количество российских пользователей сети Интернет – от 4 до 12 млн. человек, или до 10% взрослого населения России (см. выше). Это небольшое, по сравнению со странами ЕС и с США, число пользователей замедляет развитие электронной коммерции, в первую очередь розничных и оптовых продаж.

Рост российской аудитории сети Интернет должен произойти благодаря развитию инфраструктуры публичных сетей доступа. К сети Интернет должны быть подключены государственные учреждения, организации в сфере образования, здравоохранения, культуры, местные СМИ и центры общественного доступа. Эти центры будут действовать на базе школ, ВУЗов, библиотек, почтовых отделений. Программа декларирует, что к 2005 году все высшие учебные заведения России будут компьютеризированы и обеспечены доступом в Интернет, а до 2011 года планируется подключить к Интернету все российские школы.

Итогом этих мероприятий должно стать то, что 2010 году число российских пользователей сети Интернет возрастет по сравнению с 2001 более, чем в 6 раз, и составит около 26 миллионов человек. Предполагается, что к 2010 году около двух третей всех компьютеров в стране должны быть подключены к сети Интернет.

В рамках программы "Электронная Россия" будет проведено совершенствование законодательства в области информационных технологий, а в дальнейшем будет осуществляться постоянный мониторинг всех законопроектов в этой области. Также предполагается ускорить принятие законодательных документов, регламентирующих электронную коммерцию.

Практически во всех органах государственной власти к 2010 году должен быть введен электронный документооборот. Внедрение информационных технологий упростит и сделает более прозрачными лицензирование, сертификацию, регистрацию и ликвидацию юридических лиц. Налоговые и таможенные органы будут обязаны принимать отчетность в электронном виде. В перспективе планируется перевести государственные учреждения на полностью безбумажные формы документооборота.

Электронный документооборот позволит существенно сократить время, затрачиваемое на совершение сделок, расширить число деловых партнеров, что особенно важно для малых и средних предприятий.

В рамках программы «Электронная Россия» предполагается существенное развитие платежных систем. Одним из факторов, сильно сдерживающих развитие электронной коммерции, является вопрос оплаты товаров. До сих пор в России способ "наличными курьеру" остается самым распространенным. При организации продаж или покупок малыми и средними предприятиями это является существенным ограничением.

На 2002-2003 годы, в рамках "Электронной России", планируется разработка концепции государственной политики в области развития российского сегмента платежных карт. Это, вместе с планируемым увеличением числа пользователей Интернета, должно существенно способствовать развитию электронной коммерции. В рамках данной программы предполагается также создать электронную систему закупку товаров и услуг для нужд государства.

 В качестве резюме можно отметить, что сам факт принятия программы «Электронная Россия» говорит о внимании российских федеральных властей к развитию электронной коммерции. Даже, если программа будет профинансирована лишь частично, что достаточно вероятно, она должна дать существенное ускорение развитию электронной коммерции в России – существенно увеличить клиентскую базу, облегчить оплату и доступ в Интернет.

К сожалению, непосредственно о поддержке малых предприятий в программе ничего не сказано.

оглавление исследования
 

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья