Резюме: основные тенденции в
области использования субъектами малого предпринимательства сети Интернет и
возможностей электронной коммерции
Около 60% малых
предприятий (МП) и 30% предприниматели без образования юридического лица
(ПБОЮЛ), а также 85% структур поддержки МП уже используют сеть Интернет.
Почти половина МП и треть ПБОЮЛ, из числа пока не использующих Интернет, собираются
это сделать. Среднее время работы МП и ПБОЮЛ с Интернет – год или меньше, структуры
поддержки предпринимательства используют Интернет уже от одного до пяти лет.
В среднем каждое малое предприятие имеет от 2-х до 4-х
компьютеров, ПБОЮЛ – один, структура поддержки малого предпринимательства – от
2-х до 6-ти компьютеров. Для организации продаж своей продукции через Интернет
имеющихся у МП и ПБОЮЛ компьютеров и опыта работы совершенно недостаточно.
Наиболее активными пользователями сети Интернет являются
предприятия розничной и оптовой торговли, а также промышленные предприятия. Чем
больше работающих на предприятии, тем больше оно использует возможности
Интернет. МП больше используют Интернет, чем ПБОЮЛ, в т.ч. на одного работника.
МП и ПБОЮЛ выходят в Интернет по обычной телефонной линии, а
более 20% СПМП – по выделенной линии. Примерно 70% ПБОЮЛ и более трети МП
вообще не имеют адресов электронной почты, структуры поддержки имеют один или
несколько адресов на организацию.
Более чем у 90% ПБОЮЛ и 70% МП нет своих страниц в Интернет,
около 15% МП имеют свои страницы на чужих сайтах. Собственный Интернет-сайт
имеют только 15% малых предприятий.
Основными направлениями использования сети Интернет для МП и
ПБОЮЛ являются поиск информации и переписка по электронной почте. Также можно
отметить распространение информации о продуктах, рассылка по электронной почте
рекламы продукции, получение заказов через Интернет и выставление своего сайта
в Интернет.
МП и ПБОЮЛ ожидают от использования сети Интернет следующие
выгоды для ведения бизнеса (здесь и далее факторы перечисляются в порядке убывания
важности, т.е. самое первое – самое существенное):
- улучшение имиджа
предприятия;
- повышение
конкурентоспособности предприятия;
- улучшение обмена
информацией с поставщиками;
- улучшение обмена
информации с клиентами.
Структуры поддержки МП гораздо более высоко, чем МП и ПБОЮЛ,
оценивают ожидаемые от использования сети Интернет выгоды.
Основной причиной, мешающей использовать сеть Интернет для
продажи товаров или услуг, являются отсутствие понимания необходимости этого
(около 35% МП и 20% ПБОЮЛ). Для всех типов организаций наибольшими ожидаемыми
препятствиями к использованию сети Интернет являются недостаточное число
клиентов, доступных через Интернет, а также высокая стоимость компьютеров.
Проблемы с защитой информации и законодательством российские МП и ПБОЮЛ пока не
беспокоят. Это говорит, скорее о начальном этапе развития Интернет в России.
В качестве государственных мер, которые позволили бы малым
предприятиям лучше использовать сеть Интернет для ведения бизнеса, самими МП и
ПБОЮЛ были отмечены:
- улучшение
телекоммуникационной инфраструктуры;
- обеспечение или
улучшение доступа в Интернет;
- обеспечение создания
Интернет-страниц для малых предприятий.
Российское законодательство в области электронной коммерции
только-только начало появляться. Принятые законы, а также широкомасштабная
федеральная целевая программа "Электронная Россия", могут оказать
скорее позитивное воздействие на малые предприятия. Существенная часть
пожеланий по государственной поддержке электронной коммерции уже нашла свое
отражение в этой программе: облегчение доступа в Интернет, увеличение числа
пользователей Интернет и др. Однако малые или средние предприятия в имеющихся и
планируемых законах, а также программе «Электронная Россия» не упоминаются, не
говоря уж об их специальной поддержке.
МП, ПБОЮЛ и СПМП пользуются в первую очередь общероссийскими
информационными ресурсами, во вторую очередь – ресурсами по своему региону.
Структуры поддержки МП и малые предприятия интересует также информация по
соседним с ними регионам и по остальным регионам России, а также по другим странам
мира.
Результаты проведенного Ресурсным центром опроса показали,
что информационными ресурсами структур поддержки МП пользуются сами структуры
поддержки, а не малые предприятия и ПБОЮЛ. МП и ПБОЮЛ, имеющие выход в Интернет,
отметили отсутствие у структур поддержки интересных информационных ресурсов. Это
также не стимулирует стремление малых предприятий выходить в сеть Интернет. Сами
структуры поддержки упомянули также слишком малые объемы информации и невысокое
ее качество. На первом месте среди упомянутых структурами поддержки МП
конкретных организаций, информационными ресурсами которых они пользуются,
отмечен Ресурсный центр малого предпринимательства.
Сеть Интернет для МП и ПБОЮЛ, в отличие от структур их
поддержки пока не является основным источником информации. Как и в опросах
предыдущих лет, МП и ПБОЮЛ назвали СМИ, выставки и специальную литературу.
В отличие от своих европейских коллег, российские малые
предприятия не ожидают, что электронная коммерция позволит им выйти на зарубежные
рынки (для организации экспорта своих товаров), а также не собираются выходить
на рынки стран СНГ. Интерес есть разве что к соседним регионам.
Итак, в области освоения
возможностей электронной коммерции, в т.ч. сети Интернет можно оценить отставание российских малых предприятий
от малых предприятий стран ЕС в 2-3 года. По некоторым оценкам малые
предприятия США обгоняют малые предприятия стран ЕС тоже где-то на 2-3 года.
Итого, отставание в области освоения возможностей электронной коммерции малых
предприятий РФ от малых предприятий США
составляет примерно 5 лет, а для данной области это огромный срок.
Однако сейчас Интернет растет в России очень быстро –
только 30% малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000 году использовали сеть Интернет,
а в середине 2002 года уже 60% малых предприятий в регионах РФ делали это. Надо
отметить, что предприятия Москвы и Санкт-Петербурга имеют более высокий уровень
информатизации, в т.ч. по использованию Интернет. Итого, можно оценить прогресс
в области использования малыми предприятиями сети Интернет за 2 года в 3
раза(!).
|