МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

Электронная коммерция:
использование российскими малыми предприятиями сети Интернет в 2002 году

 

Резюме: основные тенденции в области использования субъектами малого предпринимательства сети Интернет и возможностей электронной коммерции

Около 60% малых предприятий (МП) и 30% предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также 85% структур поддержки МП уже используют сеть Интернет. Почти половина МП и треть ПБОЮЛ, из числа пока не использующих Интернет, собираются это сделать. Среднее время работы МП и ПБОЮЛ с Интернет – год или меньше, структуры поддержки предпринимательства используют Интернет уже от одного до пяти лет.

В среднем каждое малое предприятие имеет от 2-х до 4-х компьютеров, ПБОЮЛ – один, структура поддержки малого предпринимательства – от 2-х до 6-ти компьютеров. Для организации продаж своей продукции через Интернет имеющихся у МП и ПБОЮЛ компьютеров и опыта работы совершенно недостаточно.

Наиболее активными пользователями сети Интернет являются предприятия розничной и оптовой торговли, а также промышленные предприятия. Чем больше работающих на предприятии, тем больше оно использует возможности Интернет. МП больше используют Интернет, чем ПБОЮЛ, в т.ч. на одного работника.

МП и ПБОЮЛ выходят в Интернет по обычной телефонной линии, а более 20% СПМП – по выделенной линии. Примерно 70% ПБОЮЛ и более трети МП вообще не имеют адресов электронной почты, структуры поддержки имеют один или несколько адресов на организацию.

Более чем у 90% ПБОЮЛ и 70% МП нет своих страниц в Интернет, около 15% МП имеют свои страницы на чужих сайтах. Собственный Интернет-сайт имеют только 15% малых предприятий.

Основными направлениями использования сети Интернет для МП и ПБОЮЛ являются поиск информации и переписка по электронной почте. Также можно отметить распространение информации о продуктах, рассылка по электронной почте рекламы продукции, получение заказов через Интернет и выставление своего сайта в Интернет.

 МП и ПБОЮЛ ожидают от использования сети Интернет следующие выгоды для ведения бизнеса (здесь и далее факторы перечисляются в порядке убывания важности, т.е. самое первое – самое существенное):

-   улучшение имиджа предприятия;

-   повышение конкурентоспособности предприятия;

-   улучшение обмена информацией с поставщиками;

-   улучшение обмена информации с клиентами.

Структуры поддержки МП гораздо более высоко, чем МП и ПБОЮЛ, оценивают ожидаемые от использования сети Интернет выгоды.

 Основной причиной, мешающей использовать сеть Интернет для продажи товаров или услуг, являются отсутствие понимания необходимости этого (около 35% МП и 20% ПБОЮЛ). Для всех типов организаций наибольшими ожидаемыми препятствиями к использованию сети Интернет являются недостаточное число клиентов, доступных через Интернет, а также высокая стоимость компьютеров. Проблемы с защитой информации и законодательством российские МП и ПБОЮЛ пока не беспокоят. Это говорит, скорее о начальном этапе развития Интернет в России.

 В качестве государственных мер, которые позволили бы малым предприятиям лучше использовать сеть Интернет для ведения бизнеса, самими МП и ПБОЮЛ были отмечены:

-   улучшение телекоммуникационной инфраструктуры;

-   обеспечение или улучшение доступа в Интернет;

-   обеспечение создания Интернет-страниц для малых предприятий.

Российское законодательство в области электронной коммерции только-только начало появляться. Принятые законы, а также широкомасштабная федеральная целевая программа "Электронная Россия", могут оказать скорее позитивное воздействие на малые предприятия. Существенная часть пожеланий по государственной поддержке электронной коммерции уже нашла свое отражение в этой программе: облегчение доступа в Интернет, увеличение числа пользователей Интернет и др. Однако малые или средние предприятия в имеющихся и планируемых законах, а также программе «Электронная Россия» не упоминаются, не говоря уж об их специальной поддержке.

 МП, ПБОЮЛ и СПМП пользуются в первую очередь общероссийскими информационными ресурсами, во вторую очередь – ресурсами по своему региону. Структуры поддержки МП и малые предприятия интересует также информация по соседним с ними регионам и по остальным регионам России, а также по другим странам мира.

 Результаты проведенного Ресурсным центром опроса показали, что информационными ресурсами структур поддержки МП пользуются сами структуры поддержки, а не малые предприятия и ПБОЮЛ. МП и ПБОЮЛ, имеющие выход в Интернет, отметили отсутствие у структур поддержки интересных информационных ресурсов. Это также не стимулирует стремление малых предприятий выходить в сеть Интернет. Сами структуры поддержки упомянули также слишком малые объемы информации и невысокое ее качество. На первом месте среди упомянутых структурами поддержки МП конкретных организаций, информационными ресурсами которых они пользуются, отмечен Ресурсный центр малого предпринимательства.

 Сеть Интернет для МП и ПБОЮЛ, в отличие от структур их поддержки пока не является основным источником информации. Как и в опросах предыдущих лет, МП и ПБОЮЛ назвали СМИ, выставки и специальную литературу.

 В отличие от своих европейских коллег, российские малые предприятия не ожидают, что электронная коммерция позволит им выйти на зарубежные рынки (для организации экспорта своих товаров), а также не собираются выходить на рынки стран СНГ. Интерес есть разве что к соседним регионам.

Итак, в области освоения возможностей электронной коммерции, в т.ч. сети Интернет можно оценить отставание российских малых предприятий от малых предприятий стран ЕС в 2-3 года. По некоторым оценкам малые предприятия США обгоняют малые предприятия стран ЕС тоже где-то на 2-3 года. Итого, отставание в области освоения возможностей электронной коммерции малых предприятий РФ от малых предприятий США составляет примерно 5 лет, а для данной области это огромный срок.

Однако сейчас Интернет растет в России очень быстро – только 30% малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000 году использовали сеть  Интернет[6], а в середине 2002 года уже 60% малых предприятий в регионах РФ делали это. Надо отметить, что предприятия Москвы и Санкт-Петербурга имеют более высокий уровень информатизации, в т.ч. по использованию Интернет. Итого, можно оценить прогресс в области использования малыми предприятиями сети Интернет за 2 года в 3 раза(!).

 

[6] «Проблемы информационного обеспечения и использования Интернет коммерции в сфере малого бизнеса», 2000 г.

оглавление исследования
 

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья