МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

Электронная коммерция:
использование российскими малыми предприятиями сети Интернет в 2002 году

 

Что такое электронная коммерция

В данном разделе под электронной коммерцией понимается использование для ведения бизнеса информационных и телекоммуникационных технологий. Это определение совпадает с используемым в Европейском обозрении малого и среднего предпринимательства за 2000 год[1]. В соответствии с этим определением, электронная коммерция – это не только использование малыми предприятиями сети Интернет для организации продаж своих товаров или закупок, но и работа с электронной почтой, поиск информации в Интернет и др.

Похожее определение электронной коммерции, как «бизнеса, ведущегося через открытые сети, такие как Интернет», дано в документе OECD[2].

 Питер Друкер – живой классик современного менеджмента, приравнивает последствия внедрения электронной коммерции и сети Интернет к изобретению в 15 веке печатных машин, а также к созданию и развитию в 18 веке сети железных дорог. И то и другое и третье произвели революции в промышленности, хотя и не вытеснили полностью используемые до этого технологии. Для развитых стран мира уже типичен, а для России может стать типичным в ближайший год-два следующий произошедший в 1999 в США конкретный случай: средняя по размерам компания, с 1920 года занимающаяся производством глиняной посуды, за несколько дней потеряла большую часть своих постоянных заказчиков. Производимая глиняная посуда была достаточно тяжелой и легко билась, поэтому экономически нецелесообразно ее  распространять далеко от места производства. Однако один из заказчиков такой посуды, просматривая сеть Интернет, случайно нашел предложение европейского производителя аналогичной посуды. Оказалось, что даже вместе с доставкой через океан эта продукция дешевле и имеет лучшее качество. Через несколько месяцев большинство заказчиков такой посуды стали покупать ее у европейского производителя.[3]

 В США и ЕС придается очень большое значение развитию электронной коммерции, особенно среди малых предприятий. Например, в ЕС есть программа поддержки перехода малых предприятий на цифровые технологии (“Europego digital”)[4]. В России подобной программы нет, но радует, что государство недавно приняло программу, направленную на поддержку современных информационных технологий, в т.ч. электронной коммерции – программу «Электронная Россия» (описание см. ниже).

Одна из ведущих международных консалтинговых фирм (Price Waterhouse Coopers) выделила четыре уровня освоения малыми предприятиями возможности электронной коммерции[5]:

-   Первый уровень: - малые предприятия с минимальным уровнем использования электронных сетей или его отсутствием;

-   Второй уровень: - малые предприятия, имеющие простой Интернет-сайт;

-   Третий уровень: - малые предприятия, которые могут организовать через свой Интернет-сайт размещение заказов и поддержку пользователей;

-   Четвертый уровень: - малые предприятия, Интернет-сайт которых позволяет организовать полный цикл получения платежей.

Сразу можно отметить, что российские малые предприятия попадают на первый или второй уровень, а ПБОЮЛ – только на первый. Ради объективности надо отметить, что в России предприятий, в т.ч. больших, имеющих четвертый уровень освоения возможностей электронной коммерции – единицы, да и в оставшейся части мира их немного.
 

[1] European Observatory for SME - Sixth Report (2000).

[2] The Economic and Social Implications of Electronic Commerce. OECD, 1999.

[3] Peter Drucker. Management Challenges for 21st Century, 1999.

[4] «Российские малые предприятия – станьте цифровыми! Отчет о стажировке по электронной коммерции в странах ЕС специалистов региональных агентств по поддержке малого и среднего бизнеса». Михайлов А.Г., «Консалтинг», 2002, N1

[5] SME Electronic Commerce Study, PriceWaterhouseCoopers, 1999.

оглавление исследования
 

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья