МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

Электронная коммерция:
использование российскими малыми предприятиями сети Интернет в 2002 году

 

6. Опыт покупок и получения заказов через Интернет

Сотрудники 17% МП и 11% ПБОЮЛ уже имеют опыт приобретения товаров или услуг через сеть Интернет. Покупка товаров через Интернет уже является неплохим опытом практического использования  электронной коммерции. Структуры поддержки МП и здесь имеют больший опыт – почти каждая четвертая организация уже имеет опыт покупок через Интернет. В ближайшие 12 месяцев еще 20% МП и 10% ПБОЮЛ, а также 30% СПМП собираются приобрести опыт покупок через Интернет (Диаграмма 13):

Диаграмма 13  Опыт приобретения сотрудниками организаций товаров (услуг) через сеть Интернет

 Приведем также данные для всей России на 2000 год. В аудитории Интернета доля имеющих опыт приобретения товаров и услуг через Интернет составляет минимум 12%. В Москве и Санкт-Петербурге эта доля составляет минимум 21%. В остальной европейской территории России этот показатель вчетверо меньше (Таблица 5):

Таблица 5  Опыт приобретения товаров и услуг через Интернет в различных регионах (в пределах максимальной аудитории), %[27]

Регионы

Имеют опыт приобретения товаров (услуг) через Интернет (в % от максимальной аудитории в регионе)

Москва и С-Петербург

21

Европейская часть России

5

Урал, Западная Сибирь

8

Восточная Сибирь, Дальний Восток

16

В среднем

12

Более 10% МП и только 1% ПБОЮЛ уже получали через сеть Интернет заказы на свои товары или услуги, а 24% МП и 12% ПБОЮЛ надеются их получить в ближайшие 12 месяцев (Диаграмма 14):

Диаграмма 14  Опыт получения через сеть Интернет заказов на товары (услуги)

Надо отметить, что на данной диаграмме представлены данные не по предприятиям, которые уже опробовали прием платежей через Интернет за свои товары, а оценки, скольким предприятиям удалось через Интернет привлечь внимание к своим товарам. Т.е. это только распространение (но успешное) через Интернет информации о своих товарах и, соответственно, только самая начальная фаза электронной коммерции.

 Большинство МП (82%) и ПБОЮЛ (57%), из числа уже имеющих опыт покупок через Интернет или собирающихся его приобрести в ближайшие 12 месяцев, приобретают по безналичному расчету (Диаграмма 15):

Диаграмма 15  Способы оплаты покупок через Интернет (для организаций, уже имеющих такой опыт или собирающихся его приобрести в ближайшие 12 месяцев)

В силу неразвитости рынка кредитных карт, большинство покупок через Интернет оплачивается наличными (физическими лицами) или по безналичному расчету (для представителей МП и СПМП, Таблица 6):

Таблица 6  Способ оплаты при приобретении товаров и услуг через Интернет, %

Способ оплаты

% от имеющих опыт покупок через Интернет[28]

МП, %

ПБОЮЛ, %

СПМП, %

Оплата наличными

44

24

48

20

Оплата по кредитной карте

27

12

4

7

Бесплатные услуги

21

-

-

-

Безналичные расчеты

-

82

57

73

Другие формы оплаты

8

14

4

13

Примечание: «-» - нет данных.

 Приведенное сравнение (Таблица 6) показывает, что сотрудники МП и СПМП, в отличие от большинства пользователей Интернет, предпочитают безналичные расчеты. Это хорошо объяснимо, т.к. большинство пользователей сети Интернет – физические лица, а представители МП и СПМП действуют от лица организации.

 В подавляющем большинстве опрошенных организаций (89% МП, 92% ПБОЮЛ и 95% СПМП) решение о покупке через Интернет (да, наверное, и о любой другой покупке в рамках небольшой организации) принимает руководитель. Видимо, в случае небольших и рутинных покупок решение остается за сотрудником организации, который покупает что-то для своей работы (21% МП, 8% ПБОЮЛ и 32% СПМП) - Диаграмма 16:

Диаграмма 16  Лицо, принимающее решение о покупке через Интернет

 

[27] «Мониторинг российского Интернета. Выпуск III, 2000 год»

[28] «Мониторинг российского Интернета. Выпуск III, 2000 год».

 

оглавление исследования
 

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья