МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English

"Путешествие по южному берегу Белого моря
или хождение по мелководью и без воды":
отчет о байдарочном путешествии
по Белому морю (поселок Колежма, Беломорская область)

Преамбула

Это путешествие по Белому морю состоялось в жарком августе 2010 года, собственно первые десять дней августа.
Вместо запланированной двухнедельной поездки тысячу километров на юг (на Ахтубу), мы поехали на такое же расстояние на север, да еще всего на одну неделю. Столь резкое изменение маршрута было обусловлено сильной жарой: на Ахтубе дневная температура была около +40, в Москве +35, а на Белом море только +28.
Поэтому, когда оттягивать дальше отпуск было уже нереально, за два дня до отъезда мы вместо юга решили ехать на север. Об этом мы потом не жалели, т.к. на Ахтубе еще месяц было +40+42.....

Мы - это семейство Михайловых: папа, мама и двое детей

1. Капитан, а также глава семейства Михайловых и турист с двадцатилетним стажем: Александр

2. Фотограф, а также мать двоих детей: Виктория (далее, просто Вика)


3. Почти девятилетняя дочка Аня, матрос и ответственная за палатку


4. Шестилетний сын Андрей, юнга и ответственный за посуду

До этого мы уже плавали как с детьми (по Ахтубе в 2009 году и по Подмосковью), так и без них (Ахтуба-2008, Байкал-2000 и др.).

Для нас походы - это совместный отдых, учитывающий интересы всех членов семьи.
Плавали мы на легкой и надежной, хотя и тихоходной надувной байдарке «Щука-4».

Плавание по южному побережью Белого моря позволило нам как вдоволь накупаться, так и заняться туризмом и спортом, да еще всей семьей.

Здесь и далее, лирические отступления от темы непосредственного описания путешествия, выделены курсивом и синим цветом.

Большинство туристов, да и рыбаков или уже были в Карелии, или хотя бы слышали про этот край.
На Белом море было уже существенно меньше народа. А про то, что там можно плавать и на байдарке, знают совсем немногие.
В Интернете рыбаки более активно обсуждают рыбалку на Белом море, особенно . ловлю многокилограмовой трески (хотя некоторые думают, что она сразу появляется в замороженном виде в магазинах).


Маршрут на байдарке
: деревня Конежма - Красная Щелья - Мягостров - деревня Конежма. Всего то километров 70.

За весь наш короткий пятидневный маршрут мы проплыли километров 70, т.е. в среднем за день мы проходили километров 10-15.
Малое расстояние было обусловлено круговым маршрутом (от поселка Колежма и обратно), а также тем, что плавать реально было только во время прилива, т.е. не более 3-5 часов дневного времени. Да и хороших мест для стоянки было совсем немного.
 

Маршрут на машине: Подмосковье – г. Вологда - г. Петрозаводск - г. Беломорск – пос.Сумский Посад – деревня Колежма (обратно так же). Всего то километров 1300 в одну сторону.
Обратно мы ехали по этому же маршруту.
 

Выбор маршрута

На подготовку путешествия глава семьи Михайловых (далее, просто "я") потратил три недели времени. Правда подготовка велась к уже год как запланированному  плаванию по крайнему югу нашей страны, по Ахтубе.
Это путешествие мы отменили в последний момент из-за засорокоградусной температуры в регионе нашего плавания минимум на две недели вперед.
После мучительных раздумий, чего же делать с самым драгоценным периодом нашей жизни – с отпуском, я, по согласованию с любимой женой Викторией, а также с почти девятилетней дочерью Анной и с шестилетним сыном Андреем, за один день до ухода в отпуск принял решение резко сменить стратегический вектор.
Для жены и детей это изменение было спозиционировано следующим образом: вместо того, чтобы как в
прошлом году на Ахтубе вариться в собственном соку, охладиться от 35 градусной московской жары на Северном Ледовитом океане. Более конкретно, имелся в виду небольшой кусочек Северного ледовитого океана - Белое море, или совсем уже детально, его крайняя южная часть. Соответственно, мы вместо путешествия на тысячу километров на юг собрались на тысячу километров на север.

Мы рассчитывали охладиться от московской жары, отдохнуть от запаха горящих торфяников под Москвой, наземного и подземного транспорта г.Москвы, офисных и домашних кондиционеров и в первую очередь от огромного количества человеков (более 10 миллионов однако...).
Детям понравилась идея об охлаждении на севере, а не о дальнейшем перегреве на юге. Изменение поездки из района Черного моря на Белое они тоже легко приняли, т.к. Белого моря они не видели и даже не слышали о штормах и ветрах, дующих в летнее время, а также о льдах, сковывающих зимой все наши северные моря.
И уж точно ничто они не слышали о типовой температуре в августе в +10-15  с преобладанием дождя и ветра. Никто им не говорил о катамаранах, которых сносит ветром километров на сто в море, пока их случайно не подбирает спасательный катер (или не подбирает).
 

Амбула.

Часть 1: Короткие сборы и долгая дорога на Север

Незадолго до путешествия

30 июля 2010 года, за ночь до отъезда, я всего то за 3 астрономических часа доехал из Москвы до нашей дачи на юге Подмосковья. Время было всего то 11 часов вечера.

Итого, прибыв в 11 часов вечера на дачу, я проинспектировал состояние сборов. Состояние было не простым: вещи были скинуты в одну комнату и занимали все ее углы. Надо было проверить все ли собрано, кое что еще дособирать, а потом уложить все в рюкзаки и сумки.
До этого я потратил 2-3 недели на покупку прибамбасов, которые могли еще улучшить наше путешествие всей семьей: full HD видеокамера весом 300 грамм (!!!), фотоаппарат, их аккумуляторы, чехлы, карты памяти к ним. Фото и видеотехника конечно, усложняют само путешествие, зато создают иллюзию, что в долгие зимние вечера дети и внуки, а также ряд родственников, с наслаждением будут обсасывать мелкие детальки нашего путешествия (к сожалению, с нами такого пока еще не случалось).

По просьбам жены и детей также были понесены следующие издержки:

- 4-х местная палатка Saleva (хотя 3-х местная у нас уже была);

- надувные коврики (с точки зрения бывалого туриста это кощунство, но спать приятно);

- огромное количество сухарей и конфет (в предыдущем путешествии дети ели их в огромном количестве);

- также в “Ашане” было закуплено 1,5 мешка еды, что могло дополнительно скрасить наше путешествие.

Хотя, конечно, дело не в этом. Бывалые туристы обходятся в три раза меньшим объемом продуктов – в идеале горсточкой риса на день пути, как настоящие азиаты.
Напротив, нами было закуплено по полкило картошки на каждый день путешествия. Эта картошка ввергла бы в шок бывалого туриста, привыкшего засыпать крупу в нос байдарки, высверливать столовые ложки для облегчения веса и уж конечно, не брать вилок (а вот то, что некоторые в походах не используют мыла, да и вообще не умываются, скорее из другой оперы).

Нас, как и многих других, кто ходил в походы с детьми, каждый раз удивляла способность маленьких детей есть больше, чем взрослый мужчина, гребущий по 8 часов в день. Некоторые мамаши объясняют это молодым растущим организмом, папаши - желудочными червями. И уж точно ни один чукча не планировал бы на каждый день похода со своим сыном дополнительно по 10 сухарей и 20 конфет, не считая взрослого рациона еды.

Вернемся собственно к вечеру дня перед отъездом в путешествие. К часу ночи более или менее удалось собрать вещи, сбросив их вповалку в предбанник, где они немного полежали до нашего отъезда в  7 часов утра.
 

День первый: 31 июля 2010 - дорога Подмосковье - р.Шимка

В первый день путешествия нам удалось встать только в 7 часов утра, всего то за 1,5 часа собраться и выехать на машине в непростое полуторатысячное путешествие с юга Московской области на крайний (для москвича) Север.
Заодно выяснилось, что подъем в 7.00 был непривычен для расслабившихся на даче детей.

DSC00126.JPG 5001.8K

Опустим ужасные детали путешествия по Московской области, как то: тридцатипятиградусная жара, сплошное задымление от горящих торфяников; огромное количество народу, бредущего вдоль дорог и едущих в машинах без кондиционеров; жадных до денег подмосковных ментов; многочисленные пробки и загадочные дорожные указатели.
Перенесемся сразу к первому большому городу по пути нашего нашего путешествия. Это был Ярославль. Он удивил даже бывалых автопутешественников по России (это я про нас): федеральная трасса М8, проходящая через весь город, была закрыта на ремонт, также были закрыты несколько боковых улиц, которые дорожные указатели рекомендовали для проезда на Мурманск. Свою лепту внес и автонавигатор, разработанный компанией Garmin, включивший в себя мысли лучших картографов РФ и их представление о России, ее городах и улицах. Garmin настойчиво рекомендовал нам поехать по переулкам, заканчивающихся тупиком или, для разнообразия, знаком запрещения проезда.

Не брезговали голландские разработчики данного навигатора и рекомендациями циклических маршрутов, после того как мы упирались в “кирпич”, Garmin рекомендовал отъехать на 3-4 улицы назад и проехать под “кирпичом” во второй раз. Повоевав так с неродным для русского человека устройством, мы повернули туда, куда считали нужным и все таки выехали  из упомянутого выше города. На лишние петли по городу кроме нервов мы потратили минут 40 светлого времени суток.

Пожалуй, наше путешествие на Белое море, можно сравнить с тем, как гурман-лесоруб заваливает вековую сосну:

- (1) вначале он сильными ударами топора быстро срубает две трети дерева;

- (2) после этого он берет небольшую ножовку и аккуратно углубляет разрез еще процентов на 10;

- (3) после этих двух этапов ему может захотеться взять свой перочинный ножик и еще немножко углубить надрез;

- (4) и, наконец, отточенными движениями скальпеля в течении получаса он полирует линии надреза. И вот, чу, дерево  падает само.

(1) Вот так и мы, полдня ехали по Подмосковью, потом до Вологды, попетляли и по ней. Навигатор в очередной раз рекомендовал нам сложные маршруты, в т.ч. проехать ж/д переезд, который лет 10 как был закрыт.

От Москвы до Вологды практически негде было встать на обочине, чтобы справить естественные потребности. В тех редких местах, где можно было встать у лесочка, вокруг валялись эти самые потребности, вместе с соответствующими бумажками, вперемешку с пластиковыми бутылками, тарелками и прочим мусором.
А вот в республике Карелия участками с отличным асфальтом и малочисленным движением как-то неожиданно переходили в отвратительный асфальт с выбоинами, а то и просто с покрытием из щебня.

Мы поняли, как образуются эти выбоины на асфальте после того, как увидели лесовоз, который тащил за собой пустой прицеп для леса. Заднюю часть тяжелого грузовика мотало из стороны в сторону на полметра, его прицеп мотало в противофазе. Крошки асфальта летели во все стороны. Даже жутко представить, что бывает с дорогой, когда такие грузовики нагружены лесом под завязку.

Миновав многочисленные, хотя и не отмеченные на карте участки, покрытые щебнем и асфальтом с глубокими выбоинами, нам показались совершенно уместными регулярные рекламы эвакуаторов, шиномонтажа и ремонта подвески. Прокатившись по половине стран Европы, ни в одной из них таких ужасных дорог я не могу припомнить (кроме, разве что, Польшы 10-летней давности). Пожалуй, какой-нибудь голландец или житель Западной Германии переживал бы подобное путешествие по российским автомобильным дорогам еще пару месяцев. Я и Вика родились в СССР, поэтому дороги нашей необъятной родины, конечно, не порадовали, но в ступор тоже не ввели.

(2) Следующий этап нашей поездки, сравнимый с легким опиливанием уже хорошо прорубленного топором ствола дерева, в нашем случае, приходился на район Беломорского канала. Впервые после Московской области мы увидели стреляющего деньги гаишника. На неплохой для России, хотя и кривой дороге, неожиданно появился знак “70 км”, сразу за ним “40 км”. Сразу после чего мы увидели мента и пойманную им добычу – микроавтобус с надписью “НТВ”, который проигнорировал неожиданное для него и других водителей, ограничение скорости. Объективности ради надо отметить, что это был единственный стреляющий деньги мент на протяжении от Московской области до Белого моря. Еще один раз, уже в республике Карелия, гаишников мы видели возле шоссе с выбоинами, где одна машина стояла посередине дороги, другая же виднелась из придорожных кустов.

(3) От Беломорска, уже по грунтовой дороге, со скоростью 20 км/ч мы проехали еще часа три.

(4) И уже ночью, по сильно петляющей песчанной дамбе (с обоих сторон которой были полутораметровые рвы с водой и далее болота), мы проехали еще пару километров.
 

Однако, вернемся к нашей дороге от Вологды до Онежского озера.
По европейски доброе дело мы совершили между Вологодской областью и республикой Карелия. Найдя одно из крайне малочисленных мест, где с дороги можно съехать к реке, мы там и остановились на ночь. Кстати, проехав Онежское озеро на протяжении 300 км езды около озера, мы таких мест не нашли, хотя и не исключено, что местные жители такие места знают.

Съехав по разбитому грунтовому сорокаградусному склону к реке Шимка, я попросил детей собрать многочисленные бутылки, консервные банки, а также оставленные кем-то носки в одну кучу. Через час я сам выполнил эту работу, собрав десяток пластиковых бутылок и подобной гадости, которые поздно ночью успешно сжег.

DSC00132.JPG 5085.7K
Тогда этот сорокаградусный земляной склон представлялся нам серьезным препятствием

DSC00130.JPG 7769.8K

На этой стоянке мы успешно простояли ночь, раз в 10 минут просыпаясь от проезжавших мимо грузовиков. Не слишком порадовала и сотня комаров, круживших вокруг каждого члена нашей семьи. Хотели нашей кровушки и мошки. В протекающей реке мы пытались ловить и на удочку и на спиннинг, но  одинаково неуспешно.

Проехали мы в этот день 600 км за 13 часов.

DSC00127.JPG 5123.7K
Женщины и дети составляли 3/4 нашей команды

DSC00128.JPG 4856.0K
Весь мужской состав нашей экспедиции

DSC00131.JPG 5116.9K
Надувные коврики порадовали как детей и женщин, так и закоренелых туристов.

День второй: 1 августа - дорога р.Шимка – деревня Колежма

Проснувшись утром, мы порадовались плавающим по реке уткам и туману, красиво парящему над рекой. Всего-то за час мы собрались. Наша машина успешно преодолела сорокаградусный земляной склон с отдельными камнями и колеями от других машин. Далее часа за 4 мы доехали до северной оконечности Онежского озера, где “отец Онуфрий обозревал окрестности Онежского озера и обозрел обнаженную Ольгу”. Сюда мы планировали заехать в первый день поездки, это было бы всего километров 900 от места нашего старта.

DSC00428.JPG 4975.7K
Перед шлюзом Беломоро-Балтийского канала (ранее им. Сталина) скопились баржи. А дети в это время вовсю занимались собирательством камушков и ракушек

DSC00134.JPG 6178.4K
За фотографирование шлюзов в 1930-1953 годах могли бы и расстрелять на месте.

История строительства Беломоро-Балтийского канала

"Пусть там рвется динамит и аммонал,
На хрен сдался Беломорский нам канал..."
Частушка соловецких з/к. Соловки. 1930-1933 гг.

Первой великой стройкой заключенных стал Беломорканал. Для его постройки при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. 3 июня 1930 г. было решено "при определении стоимости работ... учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам". В связи с этим "при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов.

По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет).
Нужно также учесть, что на сооружение Беломорканала не было выделено валюты, ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку".


Руководить сооружением канала поручили верным сталинцам. Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Начальником строительства назначается Лазарь Коган. Весной 1932 г. Генрих Ягода, тогда еще заместитель председателя ОГПУ, и его подельник - заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили "Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Якова Рапопорта на строительстве Беломоро-Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных".
В соответствии с Положением им предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.
История сооружения Беломоро-Балтийского канала - это история страданий огромного количества советских людей. К 1 мая 1932 г. на строительстве канала было занято 100 тыс. рабочих, из которых 60 тыс. размещалось в бараках. Остальные жили в палатках и иных постройках временного типа. Без современной техники, без достаточного материального обеспечения руководство стройкой добилось "по многим объектам... нормы выработки, превышающие единые всесоюзные нормы".

В мае 1933 г. Г.Г.Ягода докладывал И.В.Сталину о готовности Беломорканала. В июле этого же года И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. А в августе на Беломорканал направляется десант из 120 писателей и журналистов для ознакомления с чудом социалистической экономики. Они беседуют с заключенными, которые, конечно же, хвалят партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершают прогулки по каналу.
В результате этой поездки 36 писателей (среди них Максим Горький, В.П.Катаев, В.В.Иванов, В.М.Инбер, А.Н.Толстой, М.М.Зощенко и др.) выпускают книгу о героическом труде создателей Беломорканала и посвящают ее XVII съезду ВКП(б). Писатели поведали читателям советской страны о необычайно высоких темпах роста социалистической экономики, об ударном труде производственников на сооружении канала, об ущербности европейско-американского капитализма, о героических усилиях чекистов по организации работ и по "перековке" заключенных.
Ничего не говорится только о жестокости порядков, о голоде, о холоде, о гибели тысяч людей, унижении их человеческого достоинства. В связи с окончанием строительства Беломоро-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству"...
Кстати, а
кадемик Дмитрий Лихачев - досрочно освобожденный строитель канала (каналармеец). Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ: соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов. Этому способствовала и изощренная пропагандистская кампания по восхвалению государственной пенитенциарной политики...
Типичнейшим пропагандистским роликом был и художественный фильм "Заключенные" о быстром и чудодейственном превращении преступников в передовых строителей нового общества. По воспоминаниям одного из заключенных, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему: "Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма - наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!" (Рассказов Л. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках. Экономическая история: Ежегодник. 2002. - М.: Росспэн, 2003. С. 269-319)

http://www.solovki.ca/gulag_solovki

Мы, однако, беспрепятственно покатили параллельно Беломоро-Балтийскому каналу,  а далее по дороге вдоль Онежского озера. Часа в 2 достигли южной оконечности Онежского озера, где планировали заночевать еще вчера.
Где-то в районе Онежского озера мы въехали в республику Карелия, о чем мы узнали по табличке “Республика Карелия”, а также драматически ухудшегося качества дорожного покрытия. Выехав на участок дороги с 4-х рядным покрытием и гладким ровным асфальтом, мы подумали, что как здорово, что власти республики Карелия решили наконец отремонтировать дороги. Но спустя километров 30, по непонятным нам причинам, дорога перешла в щебенку с крайне уместными надписями через каждый километр – “эвакуатор (телефон такой-то)”.

Алгоритмы чередования хороших и совершенно отвратительных даже по российским меркам дорог так и остались для нас загадочными.

Северная оконечность Онежского озера совсем удивила нас щебеночными дорогами, которые чередовались с плохим асфальтом с большими выбоинами.

DSC00140.JPG 4676.0K
Такое ощущение, что местами федеральную трассу бомбили кассетными бомбами

DSC00158.JPG 5082.9K
В перерывах между вождением по 12-14 часов в день, водитель отдыхал всем телом..

 DSC00146.JPG 5019.0K
Братец Иванушка и сестрица Аленушка на остановках были особенно бодры

DSC00150.JPG
Ягоды

DSC00141.JPG
Мхи

DSC00149.JPG 5117.7K
Мох (или лишайник?)

DSC00144.JPG 5189.5K
Деревья

DSC00143.JPG 4986.9K
Заросли черники и брусники. Но из-за засухи ягод было совсем мало.

DSC00148.JPG
Достаточно редко, но и в Карельском лесу можно найти арбузы.

Приятно нас удивило отсутствие гаишников, хотя вряд ли им было кого ловить за превышении скорости по дорогам с щебеночным покрытием. Километров 300 до города Беломорска мы доехали достаточно сносно по асфальтовым трассам. Ближе к городу периодически открывался вид на Беломоро-Балтийский канал.
Приятно порадовал нас беспрепятственный проезд по шлюзам канала к г. Беломорску. Город удивил своей малостью, обилием “лежащих ментов” на улицах, отсутствием предупреждающих о них знаках. Заправку с 95 бензином мы тоже не нашли.

После Беломорска, GPS-навигатор упорно гнал нас на паромную переправу до Сумского посада. Вместо парома мы обнаружили лишь несколько свай  посредине канала. Как потом выяснилось, переправу несколько лет как уже закрыли. К счастью, мы нашли дорогу из плит, по которой удалось проехать через канал на другой берег. Тогда мы удивлялись ужасному качеству покрытия и надеялись встретить сразу после шлюза дорогу с асфальтовым покрытием до поселка Сумский посад, что было обещано официальной картой автодорог России>. Встретив лишь каменистую дорогу, покрытую щебнем вперемешку с пылью и бревнами, мы были неприятно удивлены. Эта дорога шла 30 км до Сумского посада, где мы планировали оставить машину.

DSC00159.JPG 5142.5K
На  камнях рядом с  автомобильной дорогой до Мурманска были надписи "Сдесь был Vа$я!"

DSC00164.JPG 5051.7K
Шлюзы Беломоро-Балтийского канала, используемые для сброса лишней воды, были закрыты

DSC00168.JPG 5105.8K
дельта реки Кузрека (между Беломорском и Сумским посадом)

DSC00169.JPG 5104.7K
Кузрека: дельта реки

Сначала мы ехали со скоростью 20 км час, наш внедорожник сильно трясло, после того как несколько машин обогнали нас в облаках пыли, мы увеличили скорость до 40 км. Трясти стало существенно меньше. Сильно помог кондиционер, т.к. пыль над дорогой не успевала оседать.

Еще до поселка Сумский посад мы порывались в местных речках набрать с собой пресной воды, но каждый раз нас останавливал слабокоричневый ее цвет, похожий на слабозаваренный чай. Тогда мы подумали, что эту воду пить нельзя. Как потом выяснилось, то была очень хорошая для данной местности вода.

Приехав только к десяти часам вечера к поселку Сумский посад, мы попытались доехать на нашей машине до моря, в надежде заночевать там. В соответствии с нашей картой Республики Карелия, вдоль реки Сума от Сумского посада шли две дороги до самого моря. Не найдя этих дорог, мы спросили местных аборигенов. Те рассмеялись и сказали, что этих дорог никогда не было.
Вызывающий доверие житель поселка, к которому мы обратились с вопросом, квалифицированно рассказал нам про местные дороги, а также сообщил, что сегодня он отмечает День железнодорожника.

Как объяснил нам сумский житель, до Белого моря можно добраться, сплавившись 5 километров по быстрой реке Суме. Он сказав также, что порогов там нет, хотя, стоящие около реки туристы на катамаранах, считали, что они есть. По имеющейся у нас лоции, на реке есть и пороги и плотина.
Местный житель предложил нам альтернативу плаванию с детьми по бурной реке - доехать 25 км по грунтовой дороге до последнего населенного пункта на этой дороге, деревне Конежма. Здесь кончается дорога из Беломорска (т.е. с запада).
С севера вместо дорог – только Белое море. С юга - полтысячи километров болот и рек, в т.ч. бурная река Конежма. С востока до ближайшей дороги на Архангельск километров 200 болот и тайги. Единственное здесь сообщение с запада на восток - периферийная железная дорога, по которой раз в сутки проходит пассажирский поезд, а за полчаса до него – электричка. Мы не смогли разгадать, зачем они едут почти в одно время. Разве что первый поезд проверяет пути.  
Для полноты картины мы поговорили и со стоящими у реки туристами-водниками на сплавных катамаранах, которые уже прошли свой маршрут и дожидались поезда.
Было уже часов десять вечера, но благодаря белым ночам было все еще светло.

DSC00171.JPG 4559.1K
Вместо обещанной по карте асфальтовой дороги была хорошая грунтовка

DSC00172.JPG 4729.4K
Однако, без дороги, по заболоченной тундре, вряд ли мы проехали бы больше пары метров.

Мы приняли решение все-таки попробовать доехать до берега моря и, перекрестясь (кто был крещеный), мы поехали 25 км по проселочной дороге к деревне Колежма – последнему населенному пункту по этой дороге. Ехали мы достаточно нервно, время было около 11 часов вечера, на глазах темнело. Дорога с грунтовым покрытием, мелкими камнями и пылью, затейливо извивалась в сосновом лесу.
Мы боялись, что совсем стемнеет и ночью по такой дороге ехать было бы полным безумием. Однако, когда мы приехали за полчаса до полуночи к деревне Конежма, было еще не полностью темно. Мы попробовали проехать левее от реки, где было уже видно Белое море. Доехав до конца дороги, мы увидели рядом только деревенские дома.

Места для стоянки на ночь не было. Однако, очень удачно оказавшиеся рядом двое трезвых людей в маскировочной одежде, квалифицированно подсказали нам как переехать на другую сторону реки Колежма, где есть где поставить палатку и машину.

Сделав пару сложных поворотов, мы доехали прямо до моря. По нашим ощущениям, на протяжении 50 км вдоль моря, это было единственное место, где на машине можно было выехать на берег. Да и то мы проехали под открытым кем то шлагбаумом поперек единственной дорожки.

Последний километр дороги запомнился нам на долго – полутораметровыми обрывами, извилистой песчаной насыпной дорогой, летающими перед самыми фарами машины совами, а также шумом морского прибоя. 

Где-то уже после полуночи мы выехали на берег моря. Из машины вывалились сонные дети и подивились на морские волны и многочисленные валуны, верхушки которых выступали из воды. Пока мы ставили палатку и готовили на костре еду, на каждого из нас навалилось по полсотни комаров, тогда нам показалось это многовато.
Быстро вскипятив коричневатую воду из реки Колежма и пожарив беломорские сосиски, полностью обессилевшие, но довольные, в 2 ч мы отошли ко сну

DSC00178.JPG 4887.6K
В 2 часа ночи был полный прилив.
Мы об этом не знали и опасались, что если вода будет прибывать и дальше, то зальет нашу палатку, а может и машину.

 

Часть 2: Южный берег Белого моря

День третий: 2 августа - Плавание от поселка Колежма до заводика по переработке водорослей (место «Красная Щелья»)

Проснувшись, вместо моря мы обнаружили валуны и ил, а также воткнутые в ил палки. В дополнении к ним, в километре от берега на дне моря, на боку лежал корабль водоизмещением тонн 10. Нам виден был километровый залив, который на 2/3 остался без воды.

Валуны выросли на метр. Вода отступила метров на 200-300, обнажив илистое мелкое дно моря. Такое мы видели впервые. Еще до поездки на Белое море мы слышали о больших отливах, но в живую никогда их не видели. Наши дети с удовольствием бегали по дну пересохшего моря, мы же приходили в себя после вчерашней поездки и ждали прилива.

DSC00181.JPG 4990.4K
Полный отлив. В центре, на заднем плане, на боку лежит корабль (похоже, так его просто припарковали на ночь)

DSC00182.JPG 5085.0K
Дети с интересом исследовали морское дно, но обещанных рыб и морских звезд так и не нашли

DSC00185.JPG 4667.1K
Дети плотно помогали по хозяйству. Младший был ответственным за посуду.

DSC00186.JPG 4532.3K
В полный прилив большинство валунов ушло под воду
Было достаточно жарко (25-30 градусов). Всего то часа за четыре Вика собрала байдарку и палатку. Я отогнал машину в деревню Колежму и оставил ее перед домом одноименной реки. Часа в 2 вода действительно поднялась практически на метр и мы выплыли в сторону города Беломорска.

Проплыв всего то километров семь, мы встретились с большой для нашей байдарки волной, и, увидев несколько огромных, но пустых сараев и бухточку возле них, туда и причалили. С интересом мы осмотрели огромные сараи. В одном из них было совсем пусто, в другом лежали засушенные водоросли, собранные со дна моря. Третий сарай был заперт на амбарный замок.
На причале тоже лежали водоросли средней степени засушенности.

DSC00190.JPG 4581.3K
Водоросли "Фукус"
DSC00229.JPG 4980.6K
На заднем плане - Краснощельевский водорослезавод
DSC00194.JPG 4945.6K
Захват плацдарма
DSC00201.JPG 4733.5K
Водорослезаводский причал
DSC00203.JPG 3986.9K
Спецназ осматривает водорослезавод
DSC00217.JPG 4883.0K
Вот такие вот винтики держали  причал

Фукус (водоросли)

Бурые водоросли - Fucaceae (Phaeophyceae). Народные названия: горбатый фукус, морской дуб, свиной фукус.
Пузырчатый и узловатый фукусы относятся к группе бурых водорослей, обитающих на мелководьях Атлантического океана, Северного и западной части Балтийского морей, а также в Тихом океане.
Лентовидные  ветвящиеся ветви фукуса достигают в длину 1 м и имеют жесткую центральную жилку и воздушные пузыри, расположенные чаще всего парами. Пучки фукусов нередко образуют обширные заросли. Собирают их сетями или просто со дна моря во время отлива, а потом быстро высушивают.
Благодаря высокому содержанию йода фукусы использовались раньше при заболеваниях щитовидной железы.
В наше время фукус стал популярным средством для попытки сбросить вес, поскольку усиливает обмен веществ. Назначают его и как самостоятельное средство для приготовления ванн при курсах по снижению веса. 

Сбор водорослей давал местному населению в течение десятилетий постоянный заработок. Теперь этот ставший традиционным промысел поморов подугас. Сейчас о нем напоминает бесконечный ряд вешал, которые тянутся вдоль побережья, там, где к нему вплотную подступает лес. На вешалах сушили морскую капусту, которая в промышленных условиях сжигалась для получения йода. Фукусы шли и на корм скотине, поскольку накосить сена впрок было негде. А очень красивая, похожая на ветвистый лишайник ягель, водоросль анфельция перерабатывалась для получения агар-агара.

Сейчас за коробочку «Морские водоросли Фукусы 100г.» хотят 70 рублей (http://dolgo-let.ru/product/morskie-vodorosli-fukusy-100g). Хотя, судя по неспешной работе сборщиков водорослей, вряд ли они получают более 70 рублей за килограмм сухих водорослей.

До поездки мы читали, что на берегу моря добывали морские водоросли, но сейчас этом бизнес зачах. Мы уж решили, что водоросли лежат здесь последнюю пару лет, но лежавшие рядом две косы, вилы и грабли, а также привязанная резиновая лодка, уверили нас в ложности предыдущего умозаключения. Действительно, не прошло и часа, как подъехала моторная лодка, из которой высыпало штук 5 молодцев, в упор нас не заметивших. Они выгрузили пластмассовый бак с коричневой водой и до вечера скрылись в избушке.

Пару раз мимо нас проходил парень с топором и включенным радиоприемником. Потом на причале появились двое хлопцев. Вначале они валялись в водорослях, потом надев водоросли на голову, принялись сражаться. Один боец был с работающей бензопилой “Дружба”, другой вооружился длинной косой. В результате поединка победила дружба (это не про бензопилу) и хлопцы ушли обратно в избу.

Через некоторое время трое ребят вышли из избы на пирс, начали выносить водоросли из сараев и раскладывать их по доскам пирса. Еще через полчаса мы поняли, что случилось. К пирсу причалила моторка с цивильно одетыми т.н. «недикими» (или «организованными») туристами. На них были шорты, фотоаппараты и темные очки. С шумом они выбрались на причал, щелкали на фоне водорослей затворами фотоаппаратов и работали видеокамерами. Также шумно они зашли в сарай с водорослями, потом вернулись обратно на пирс, косясь иногда на нас как на местных диких людей. Скоро они сели в катер и укатили в обратную сторону. Мы сделали предположение, что бизнес по добыче водорослей, поставленный на широкую ногу в Советском Союзе, выродился в нишевый бизнес, где сам процесс сбора водорослей изредка показывался туристам, за счет чего и кое как окупается.

DSC00192.JPG 4931.8K
Дети с интересом занимались собирательством

DSC00197.JPG 4919.3K
а взрослые просто ходили по морю, яко посуху

DSC00220.JPG 5109.9K
Вода ушла. Дети остались.

DSC00200.JPG 5059.5K
Дыни на южном берегу Белого моря в это жаркое лето никого не удивляли. Только мы везли в байдарке 3 дыни и 3 арбуза (больше просто в байдарке не помещалось)

DSC00209.JPG 4772.4K
Дети наслаждались плаванием, пока вода совсем не ушла из нашего залива

DSC00206.JPG 4380.1K
Вода спала на метр. Во время прилива все эти камни были залиты целиком

DSC00213.JPG 5072.5K
Вода отходит

DSC00215.JPG 4861.5K
Но байдарка и вещи остались на месте

DSC00222.JPG
По камням карабкались дети

DSC00225.JPG 4944.2K
а иногда и взрослые

DSC00230.JPG 5154.4K
Наша первая стоянка в 4-х местной палатке, да еще с надувными ковриками!

DSC00231.JPG 5055.6K
Курицу мы уже съели...

DSC00232.JPG
Девочки более скромные

DSC00235.JPG
...чем мальчики

DSC00017-CX110E.JPG 1001.2K
Черникоеды.
Кстати, было жарко. Шапочки и свитера только для защиты от комаров.

DSC00228.JPG
Типичная беломорская девочка

Дети наши с огромной радостью бегали по обмелевшему берегу моря. Потом мы сходили в лес, полный высохшего мха и черники. Сразу за первыми деревьями начиналась каменная скала, которая под 30 градусов уходила вверх. Скала была покрыта мхом, трещинами и соснами, растущими прямо на камнях. Лес никак не походил на Подмосковный, а также на другие леса, виденные нами до этого.
После того как мы пожарили и скушали привезенную беломорскую курицу, на нас налетели комары и подошли двое местных ребят. Они представились местными и спросили откуда мы, обсудили Белое море и погоду. Также они  попугали нас лесниками, которые требуют с местных жителей по 1,5 тыс.рублей за вход в лес и 3 тыс., если при них будут обнаружены спички и зажигалки.
До этого жители Сумы пугали нас “ГИМС” (видимо, это Государственная Инспекция по Маломерным Судам). Особенно их возмущало, что штрафуют даже местных жителей за отсутствие номерных знаков, а также не пройденный вовремя техосмотр. Ребята рассказали нам, что добыча водорослей продолжается, называются эти водоросли “фукус”, идут они на корм скоту, а так же на какие-то там "микроэлементы".

DSC00239.JPG 5041.9K
Цельный кусок камня высотой метров в триста

DSC00242.JPG 5008.8K
Мох и черника покрывали всю поверхность земли.

DSC00240.JPG 5037.7K
В горах у Ани вырос нимб

DSC00246.JPG 4941.2K
Вид на Белое море.

День четвертый: 3 августа - Плавание от водорослезавода до реки Безымянной (после о.Маниостров)”

Работники местного водорослезавода подсказали нам, что пролив “Железные ворота”, по которому мы хотели плыть между материком и островом Маниостровом, в отлив не проходим вообще (хотя, наверное, это не совсем так для нашей байдарки). Они рекомендовали пройти его с востока на запад во время полного прилива. Во время начала прилива образуется мощное течение с запада на восток. Пролив назван “Железными воротами”, т.к. там из-за сильных течений там  утонуло много кораблей.

В этот день мы выплыли для нас не так и поздно - в час дня. В это время  прилив дошел до своей максимальной точки. Мы без приключений доплыли до пролива “Железные ворота”. Берег даже по первому разу не радовал разнообразием – чахлый сосново-березовый лесок, низкий берег и огромное количество валунов. Красивых мест для стоянки, да чтобы можно было еще купаться, практически не было.

Прямо в начале пролива, как было нарисовано на нашей карте Карелии, в море впадает маленькая речушка, где мы планировали набрать воды на 2 дня плавания. С собой мы уже везли емкости для воды, представляющие из себя пустые пластиковые 2-х литровые бутылки из-под нашего любимого кваса “Очаковский”. Бутылки четыре мы привезли с собой и еще 5 бутылок насобирали на берегу моря. Также с собой мы брали емкость для воды фирмы “Tatonka”, однако оная дала множественные течи еще в предыдущие путешествия. Tatonk'у мы использовать не стали, а в последний день путешествия сожгли. Пластиковые бутылки из-под кваса показали себя и надежней и удобней. Однако, и они повторили судьбу специальной емкости для воды - в последний день путешествия мы сожгли и их.

Если бы не GPS, наши надежды найти пресную воду развеялись бы как туман. Только благодаря навигатору и встроенной в него карте “Автодороги России” мы нашли единственный на десятки километров по побережью источник воды. Он представлял из себя махонький мысик и русло ручья, совершенно не заметного с моря. Пройдя метров 20 вверх по руслу ручья, мы обнаружили болотце с темной водой, покрытой пленкой какой-то болотной гадости. Вода была цвета крепкозаваренного чая. Предыдущий раз мы брали воду в реке Конежма и уже знали, что во всех местных речках вода похожа на  чай. Местные говорят, что болота делают воду такой, какой мы видели.

DSC00248.JPG
Без GPS мы бы не догадались, что это устье самой большой на 10 км побережья реки

DSC00250.JPG 4781.5K
Видимо цветы растут в полупресной воде, совсем в морской их не было

DSC00251.JPG 4508.0K
Цветы надводные (во время отлива)

DSC00253.JPG 4387.8K
... легко становятся цветами подводными (во время прилива)

Но, вернемся к безымянному ручью. Мне удалось найти лужу 1х3 м, после чего вода плавно переходила в высохшую осоку, т.е. воды дальше не было совсем. Чертыхаясь, мы набрали этой коричневой жидкости, надеясь, что дальше с водой будет лучше. Потом оказалось, что это не так. Данный ручей, в отличие от своих собратьев, хотя бы не полностью пересох.

Надо отметить, что мы плыли в год ужасной жары, когда в Москве было +35+40, а на Белом море +27+30. Набрав вышеупомянутой кирпичной воды, мы спокойно прошли пролив “Железные ворота”. Проплыв еще десяток километров, мы нашли более или менее уместное место для нашей байдарки. Это была небольшая бухта с маленьким песчаным пляжиком, который понравился нашим детям. Вскоре начался отлив, постепенно перед нами открылось метров 30 морского дна.

DSC00260.JPG
Прыгающие по камням

DSC00261.JPG
Стоящий на валуне

DSC00263.JPG 4764.8K
Сидящая на скале

DSC00265.JPG 5105.7K
Чаепитие болотной воды на южном побережье Белого моря

Мы уже знали, что ловить местную рыбу нужно на червей, которые живут на морском дне. Специально для поимки морских червей мы взяли саперную лопатку. Поразвлекавшись с ней минут 15, нам действительно удалось накопать червей. До этого мы в Интернете нашли ряд описаний, как же в Белом море надо ловить рыбу. Большинство этих описаний отмечало, что одиним из важных условий успеха в рыбной ловле является добывание червей. Черви, которые нам попались, было длиной 5-10 см, хотя пишут, что они достигают 30 см. Рекомендуется капнуть лопатой между входом и выходом в норку червя, при этом есть шансы поймать хозяина этой норки.

DSC00018-CX110E.JPG 880.3K
"Я пошел копать червей,
раз копнул - а там еврей!"

DSC00019-CX110E.JPG 990.2K
"Два копнул - опять еврей.
Я пошел копать червей..."

Выкопанные нами черви смотрелись более еще жутко, чем их пресноводные братья. С шутками и прибаутками, наковыряв с десяток червей, мы отнесли нашу легкую байдарку до воды и отправились ловить местную рыбу. Мы собрались поставить байдарку на якорь и ловить с глубины 5-7 метров. Однако случилось ужасное: веревки, которая путешествовала вместе с байдаркой, в оной не оказалось. Был у нас аварийный 2-х метровый конец, с помощью которого нам удалось встать на глубине 2 метра.

Прочитав рекомендации про ловлю в Белом море, мы были почти уверены, что будут черви, будет и рыба.


Ловля трески на Белом море http://www.outdoors.ru/fishing/lov_ws.php
«Если подойти к вопросу о развитии морской рыбалки в нашей стране, можно отметить, что такой вид рыбалки, как тресковая у нас развит относительно слабо. Встречаются отдельные публикации в рыболовных изданиях и Интернете, но они по большей части отражают методы, приемы ловли и описывают рыбацкие места находящиеся далеко за пределами нашей необъятной родины. И в связи с этим отечественная рыбацкая когорта, либо в силу большой удаленности таких мест, либо в силу финансовых возможностей, лишена этой неповторимой по своей динамичности рыбной ловли. Эта статья появилась для восполнения образовавшегося информационного вакуума , и ни в коей мере не ставит перед собой цель переманить всех любителей морской рыбалки из Норвежских фьердов на побережье Белого моря, но обратить внимание на наш самый небольшой и в то же время относительно доступный для среднего россиянина полноценный морской водоем все же рыболовной общественности стоит…»
«Ну вот вроде и все, осталось рассказать только о возможном улове. Так, местная бабушка часа за два-три налавливает по 5-6 ведер рыбы. Это не от жадности, люди заготавливают тресочку на зиму, поскольку кроме нее, родимой, да картошки там больше есть зимой нечего, ну ягодки да грибки, но они не в счет…»
Нам такие Бабушки не встречались, вероятно они бродят только на страницах Интернета, собирая заодно клюковки размером с ведро каждая. Многочисленные же рыбаки довольствовались камбалой с ладошку, которую они поштучно вытаскивали из сетей.
Ловля рыбы в пресноводных водоемах недалеко от Белого моря http://www.klevyi.ru/library/New28_06_01/3/0983-txt.htm
«Здесь уверенно достаешь старые добрые блесны, купленные в доперестроечный период, то есть те, с которыми сейчас стыдно показаться где-нибудь на Москве-реке или Оке. Клев настолько уверенный и постоянный, что величина улова зависит только от совести и аппетита рыболова. Хватка происходит, как правило, с первой проводки и если с одного места в течение трех забросов не была поймана зубастая, то, не мешкая надо пробираться по зыбучим плавающим берегам дальше, здесь хищник не стоит»

 
О
днако, половив в одном, втором, третьем месте, выяснилось, что червь есть, а рыбы нет. Ловили мы на спиннинг, к которому была привязана блесна и 2 крючка с червями (хотя это и рекомендуемая снасть для ловли трески с глубины от 30 метров). Также мы ловили на обычную поплавочную удочку. Результат ловли на обе снасти был одинаков: ничего мы не поймали.

DSC00267.JPG 4674.6K
Отплытие в полный отлив было возможно только на легкопереносимой байдарке
DSC00023-CX110E.JPG 744.7K
При большом желании, одним левым веслом можно с легкостью "погасить" двух детей

DSC00271.JPG 4672.0K
В отлив, даже на байдарке, нелегко прорваться через заросли водорослей

DSC00278.JPG 4836.7K
"У разбитого корыта"  или "рыбы нет - ухи не будет"!

В средней степени огорчившись отсутствием улова, мы переключились на ужин и купание. Побаловавшись макаронами с тушенкой, а также чаем из профильтрованной два раза через фильтр "Барьер" болотной воды, мы успокоились и пошли спать.

DSC00274.JPG 4965.7K
Бивак: на отдыхе

DSC00275.JPG 4939.1K
то же, но с видом на море
DSC00266.JPG
Бивачный скарб
DSC00279.JPG 4590.2K Русалочка


В дороге и на стоянках дети были веселы и пели песенки из популярных, в т.ч. у взрослых, мультфильмов из серии "Маша и медведь".

Текст песни "День варенья", из мультфильма "Маша и медведь":

Тут у нас столпотворенье.
Это я столпотворю.
Это варится варенье,
То есть я его варю.

Что на грядке уродится,
Что на дереве растёт -
Всё для дела пригодится
И в варенье попадёт

Наберу ка я кореньев,
Сыроежек натащу,
Даже шишечным вареньем
Я медведя угощу.

Ох, сегодня настроение
У меня варенное.
Ты варись мое варенье
Необыкновенное.


День пятый
: 4 августа - Плавание около Мягостова

Фактически у нас уже складывался кольцевой маршрут из деревни Колежма, (где мы оставили нашу машину) и обратно в эту же деревню. Соответственно, в этот день мы решили проплыть еще немного в сторону Сумского посада, чтобы набрать чистой вкусной воды в обозначенных у нас на карте двух речушек.
Однако, даже с помощью GSP одной реки мы так и не нашли.
Однако, удалось найти устье другой реки. Помятуя опыт предшествующего сбора воды, мы опасались найти лужи с коричневой водой. Однако,  личный осмотр показал, что эта речушка пересохла полностью. Пройдя верх по ее течению с километр, я обнаружил множество тропинок и звериных следов, которые хорошо отпечатались на уже засохшей глине (наверное с месяц назад здесь было болото). Большинство крупных следов были похожи на лосиные. В одном месте определенно прошел взрослый медведь.
Тогда мы еще не знали, что на Белом море обитает множество гадюк, особенно в прибрежных болотах, и я спокойно ходил босиком в одних шлепанцах.
Оказавшись без воды, мы приняли решение все таки плыть еще километров 10 до Мягострова, где должна была быть еще одна речка.

Поплыли мы через пролив между островами Маникостров и Щелье к единственной на большом острове Мягостров речушке.
Пролив между островами оказался с трудом проходим даже на нашей байдарке и в полный прилив. Прихотливо изогнувшийся проход был усеян валунами, которые даже при полной воде виднелись  как всплывшие на поверхность противокорабельные мины. Вряд ли по этим местам можно пройти на моторке, если конечно, вы не камикадзе.

DSC00281.JPG 4687.1K
На моторке здесь плавают разве что безумцы: шансы налететь на камень составляют примерно 99,0%
DSC00284.JPG 4544.7K
Но, на нашей надувной байдарке, камней мы не особо боялись

Пройдя пролив между островами, мы увидели совсем маленький скалистый островок. Этот остров возвышался над водой как крепость, со стенами из потрескавшихся скальных пород, наверху росли деревья. Дети сразу прозвали его “Остров Буян”. И он нам понравился, так как почти все острова были плоскими как стол.

Но питьевой воды у нас не было и мы поплыли дальше к Мягостову через 4-х километровый пролив. На нашей шестиметровой байдарке мы с трудом справлялись с высокими боковыми волнами волнами. Если верить карте, единственная речушка располагалась рядом с избушкой, к которой мы держали курс.

Подплыв к берегу метров на сто, мы увидели лосиху (рогов то не было), которая с еще большим удивлением смотрела на нас. Простояв напротив нас минут 5, лосиха пофыркала, повернулась и ушла в лес. Возможно, на берег моря её выгнали комары и жара, необычные для этого места и времени. Я и Вика были приятно удивлены этим событием. Дети не показали особого интереса, смотрев на дикое животное как в зоопарке или в телевизоре. Больше их забавляла игра с плавающими водорослями, чем они оттягивались уже пару дней.

DSC00285.JPG 4915.8K
Лосиха на берегу моря отдыхала от комаров и жары.

DSC00024-CX110E.JPG 1031.1K
и долго с любопытством смотрела на нас

Подплыв с помощью GSP к единственной обозначенной на острове речушке, мы на байдарке проплыли метров 20 по руслу реки, залитому во время прилива морской водой. Русло было неширокое, мы с трудом протиснулись там на байдарке. Рядом покачивался тростник, вода была чистой и прозрачной, явно морской. Я вышел из байдарки по высокому тростнику, метров через сорок морская вода кончилась, началась буро-коричневая жижа. Ширина реки сузилась сантиметров до тридцати...
И, о чудо! Пройдя еще метров пятнадцать по этой жиже в глубину острова, удалось найти несколько стоячих лужиц со стоячей водой с цветом крепко заваренного чая. Сверху лужицы были затянуты какой-то коркой, видимо состоящей из живущих в этой воде бактерий и продуктов их жизнедеятельности. Напоминало это также лягушачью кожу. Конечно, в Подмосковье таким полуметровым ручьям никто названия не дает и речками их не считает.
Набрав в разнокалиберные пластиковые бутылки литров двадцать этой бурой на цвет воды, я с видом охотника, добывшего для всей семьи еды, вернулся к байдарке.
Проплыв задом метров пятнадцать, мы опять выплыли в море. Быстрая фаза отлива еще не началась и не надо было тащиться лишние пятьдесят метров по илистому дну моря. Проплыв немного вдоль берега, мы подплыли к избушке. В избушке не было ничего, кроме пачки соли, туалетной бумаги и голых деревянных нар. Рядом с избушкой росла малина. Однако, странно было видеть в малиннике рядом с явно заброшенной избушкой, свежие проломы, спелой ягоды вокруг которых не было. На Кавказе я уже встречался в малинниках с медведями, поэтому долго собирать малину мы не стали.

Отплыв от избушки, мы надеялись найти место для ночевки на этом острове. Побережье острова просматривалось на 10 км вперед. Но видели мы только  низкий каменистый берег, поросший травой, сразу переходящей в лес. Каких-либо пляжей тоже не было видно. Несмотря на протесты Виктории, нашего переднего матроса, мы вернулись на обратный курс к проливу между двумя соседними островами.

Проплыв 4 км в обратную стороны, мы нашли на небольшом безымянном острове, который прозвали «остров Буян», отличную стоянку. Остров находится прямо на выходе из пролива, он был метров 40 в ширину и 200 в длину, очень такой похожий на выросший из моря каменистый пупырышек. Весь он состоял из серых скал, покрытых сверху сосной. Единственное место для стоянки оказалось на противоположной от пролива стороне острова.
Это была наша самая лучшая стоянка на Белом море. Там была  великолепная бухточка с песком, а также относительно ровное место для палатки. Очень радовало и отсутствие комаров, видимо из-за малости острова и отсутствия на нем пресной воды.
Дети с восторгом бегали по уходящим в воду плитам, собирая ракушки и остатки крабов. Были и медузы. Не нашли мы только морских звезд, о которых с восторгом писали байдарочники, путешествующие по Белому морю.

Единственное, у нас не было тента. О нем заставила задуматься редкая для Белого моря жара и солнце.

DSC00295.JPG 4863.0K
Эта бухточка оказалась единственной на острове

DSC00300.JPG 4967.5K
и пляжик с мальчиком тоже оказался единственным

DSC00289.JPG 4607.7K
Остров состоял весь из огромных каменных плит

DSC00288.JPG 5100.0K
На камнях было много уже засушенных водорослей

DSC00293.JPG 5067.8K
Разминка

DSC00299.JPG 5093.0K
и водно-водорослевый массаж

DSC00306.JPG 4889.8K
Слабые члены экипажа

DSC00308.JPG 5123.0K
Из этого мха неожиданно вылетела сова

DSC00309.JPG 4900.3K
Брусника

DSC00314.JPG 4536.0K
Стрекоз, даже больших, в этом путешествии, мы не ели

DSC00317.JPG 5136.3K
Так сколько же галактик осталось в  выеденной рыбьей голове?

DSC00319.JPG 4821.6K
Наша отличница занимается выданными в школе на лето уроками

DSC00321.JPG 5121.5K
Ане путешествие очень понравилось

DSC00324.JPG 4950.8K
Наши девушки были настолько горячие, что только Беломорские  каменные плиты позволяли им немного остыть

DSC00326.JPG 5069.5K
Наша стоянка на острове. Стояла необычайная для Беломорья жара. Дождей тоже недели две не было, воду мы привезли из болотины километров в пятнадцати от места стоянки

DSC00331.JPG 4823.9K
Это не брусника

DSC00334.JPG 4225.4K
Дети катались на папе по очереди

вот что могло бы произойти с папой, если бы он катал на своей шее одновременно двоих детей, жену и тещу

С удовольствием напившись чая из болотной воды, мы поели, посидели у костра и пошли спать. До этого, проходя около палатки у меня из-под ног выпорхнула сова, видно там был ее дом. Но ночью сова нас ночью не беспокоила. Зато беспокоили очень сильные порывы ветра, чередующиеся с дождем.
А на материке вечером поднялся большой столб дыма. Как подтвердилось позже, это горел лес.

День шестой: 5 августа - плавание Мягостров – скалы возле водорослезавода

Как ни жаль было, но на следующее утро мы поехали дальше, т.к. еще на одну ночевку воды у нас не оставалось. Отплыв от нашего островка, мы долго пилили вокруг острова Маникостров. Обогнув его, с трудом (видимо против приливного течения) прошли на нашей маломерной байдарке пролив с островом Березовец.
Далее мы вошли в пролив “Железные ворота”, который с большим трудом преодолели из-за сильного приливного течения. 

DSC00345.JPG 4663.8K
Остров Березовец в проливе "Железные ворота". Не верится, что на этих камнях, выступающих иногда из воды, могли  рости березы.

DSC00347.JPG 4818.1K
В то время, как родители с трудом плыли против приливного течения в проливе "Железные ворота" дети оттягивались выдергиванием со дна  водорослей.

Переплыв пролив, мы опять нашли речушку, в которой раньше уже брали воду.  В первый раз мы думали, что это ужасная по качеству вода. Но сейчас эта коричневая жидкость, покрытая сверху радужной пленкой, показался нам вполне качественной пресной водой.

Пока я рассекал пару сотен метров босиком вдоль болотца за водой, Аня, накупавшись в море, нашла отвратительную на вид змеиную шкурку.
К счастью, ее бывшей владелицы рядом не оказалось. Впоследствии нам сказали, что это шкурка гадюки, коих много на прибрежных камнях. Непонятно правда, что эти змеи пили в 2-х месячную засуху, разве, что влага от местных лягушек и мышек могла их спасать. Мыши, судя по объеденным ягодкам черники и фиолетовым катышкам на камнях, также решили проблему с отсутствием воды.

Дети с интересом плавали с маской и трубкой.
Я также взял маску и трубку и, плавая минут 20 в прибрежных водорослях, безуспешно пытался увидеть хоть какую-то рыбку.

DSC00362.JPG 4710.7K

DSC00343.JPG 4539.8K
Ихтиандр

DSC00339.JPG 4520.3K
Ихтиандра

В километре от берега мы увидели что-то похожее на черный шар, периодически погружающийся под воду. Возможно, это была нерпа, потому что, когда мы доехали до этого шара, там уже ничего не было.
Встали мы на высоком каменистом полуострове, недалеко от Краснощельского водорослезавода. С трудом нашли мы маленькое место для нашей палатки прямо на скалах. Костер, учитывая стоящую 2 месяца жару, мы тоже решили развести среди каменных плит.

DSC00349.JPG 5020.7K
Водоросли. Морских звезд и рыбы мы так и не увидели ...

DSC00352.JPG 5017.3K
Наша последняя стоянка на берегах Белого моря. На этих скалах, как утверждали рыбаки, обычно греется много гадюк.

DSC00353.JPG 4566.2K
Недалеко от водорослезавода встал огромный (для местного мелководья) корабль. К нему как пчелки со взятком, сновали моторки, с верхом нагруженные водорослями

DSC00357.JPG 4955.0K
Этот заливчик через пару часов пересохнет

Это была наша последняя стоянка на Белом море и мы решили поставить сеточку, чтобы хотя бы узнать, какая рыба здесь все таки водится. Я размотал найденную в большой рыбацкой сумке легкий комочек, который удалось развернуть в небольшую сеть.
Поставив сетку полностью в воду во время отлива, в течение часа мы наблюдали, что отлив продолжается и наша сеть начинает явно торчать из воды. Как раз в это время к нам подъехала моторка с какими-то мужиками. До этого мужики с этой лодки явно ставили длинную сеть.
Памятуя о том, что костры в эту жару разводить категорически запрещалось и ловля сеткой в Белом море вряд ли разрешена, мы с Викой несколько напряглись, а дети быстро и бесшумно скрылись в палатке.
Один мужчина в болотных сапогах сказал, что он помощник пожарного и проверяет костры, а другой сказал, что он из Ивантеевки и проводит здесь свой отпуск. Я вспомнил, что у меня уже лет 20 есть нагрудный знак "Общество борьбы с наркоманией и проституцией", но говорить об этом не стал.
Поговорив минут пять о погоде и горящем недалеко лесе, мы разошлись. Напоследок мужики посмеялись над нашей сетью, которая из-за отлива стояла почти без воды.

DSC00376.JPG 4572.6K
Заливчик пересох
DSC00374.JPG 4019.1K
А еще через час и наша сеть осталась почти без вода

DSC00358.JPG 4412.4K
Папа, забери нас на берег!

Мы будем есть .. буль.. буль..буль..

DSC00360.JPG 4497.0K
Блондинка в море

DSC00372.JPG
Маленький недовольный старичок

DSC00364.JPG 4880.7K
Плавали дети так себе, зато нырять научились

DSC00377.JPG 4995.7K
Единственная на камнях стояночка ровно под размер нашей небольшой палатки

DSC00379.JPG
Чернику наши дети не только ели, но еще и собирали

Когда моторка с этими же рыбаками через полчаса подъехала  опять, мы ожидали чего-то приятного. Действительно, они привезли нам походный чайничек, наполненный камбалой. Там было штук десять живых камбалок размером с ладошку мужчины. Выпустив их в небольшую лужицу на скалах, мы с восторгом смотрели, как все рыбки перевернулись белым брюхом книзу, сделавшись совсем незаметными на фоне скал.

Камбалу мы оставили до утра, отобрав штучек 5-6 для ухи и зажарки, а оставшихся положили в лужу в камнях, которая при полном приливе соединялась с морем. Интересно, что даже в нашу сеть, наполовину стоящую выше воды, тоже попала единственная камбалка.
Как и на оставшемся побережье, в сосновом лесу было много черники, но  еще больше комаров. Так и не увидев на скалах ни одной змеи, мы, усталые и довольные, легли спать.

DSC00381.JPG
Камбалки были маленькие, размером с ладошку

DSC00389.JPG 5090.0K
...но они были вкусненькие

DSC00386.JPG 5059.9K
Один бочек у камбалы черный, с двумя глазками

DSC00388.JPG
... а другой бочек - белый и без глазок

DSC00384.JPG 4821.5K
Камбала под водой почти не видна

DSC00385.JPG 4907.8K
Малозаметна камбала и без воды, но на морских камнях.

DSC00035-CX110E.JPG 825.2K
Увидев в наших руках камбалу, вокруг нас стали кружить чайки.

DSC00036-CX110E.JPG 991.2K
Заглотить камбалу целиком чайке не удалось, хотя на Байкале омулей больших размеров местные чайки заглатывали вместе с головой.

День седьмой: 6 августа - плавание до поселка Колежма и начало дороги домой

Проснувшись утром, мы увидели, что половина камбалок, которых мы запустили в лужу, уплыла в море. Из оставшихся мы сварили уху и зажарили в панировочных сухарях. Камбала оказалась неплоха на вкус, который портило разве что то, что мы рассчитывали минимум на трехкилограммовую треску, выловленную собственноручно.

DSC00393.JPG 4868.4K
Черника

DSC00392.JPG 5047.3K
"Что на грядке уродится,
Что на дереве растёт -
Всё для дела пригодится
И в варенье попадёт"

DSC00394.JPG
Плыть все еще затруднительно - воды нету ...

DSC00395.JPG 4804.6K
Последний день морского плавания нашей шестиметровой синей красавицы
Прождав до обеда прилива, мы часа за три благополучно доплыли до устья реки Колежма, где стоял наш внедорожник. По пути мы не нашли пляжа на берегу и решили искупаться прямо среди торчащих из моря валунов. Поочередно члены экипажа окунулись в море. С особым наслаждением купались дети.

DSC00400.JPG 4604.2K
По морю, яко посуху: кто уверен в себе, тот и ходит

DSC00401.JPG 4514.7K
Но даже небольшие маловерующие могут утянуть с собой на дно..

Даже при полном приливе мы с трудом вошли в устье реки Колежма, с трудом лавируя между камнями. И вот, чу!, мы увидели нашу “серую мышку – хорошо показавший себя семейный внедорожник “Honda CRV”.

DSC00402.JPG 4924.2K
Поселок Колежма. Чуть левее на берегу нас ждет наша тачка.

DSC00403.JPG 4751.2K
Предпоследние гребки на Белом море

DSC00405.JPG 4469.7K
Последние гребки (все это время греб только папа)

Выгрузившись на берег прямо напротив машины, мы опять увидели старичка, у дома которого мы оставили машину. В прошлый раз денег  за постой машины он не взял. В этот раз мы предложили тушенку, от которой от тоже с легкостью отказался.
Собирая разбросанные вещи, мы увидели как мимо нас проплыла моторная лодка, в которой на треноге стояла видеокамера, снимавшая берег.
Мы помахали пассажирам лодки. В ответ один человек нам тоже помахал. Это оказавшийся встреченный нами вчера мужик из Ивантеевки. Дальше эти люди стали грузиться в машину типа “УАЗ”, явно их вывозили к вечернему московскому поезду.

DSC00406.JPG 5032.3K
Завалили мы наше средство передвижения по морю

DSC00407.JPG 5116.2K
Дети тоже порадовали себя бесплатным батутом

Часть 3:
Длинная дорога взад
День седьмой (продолжение): 6 августа - поселок Колежма - Беломоро-Балтийский канал

После полдня плавания по Белому морю и сдувания байдарки мы погрузились в нашу машину. На этот раз без особых приключений мы доехали 30 км до Сумского посада. Ближе к поселку мы  увидели горящий лес, пожарную машину, шланги около дороги, усталых мужчин на обочине. Лес выгорел на протяжении нескольких квадратных километров.
Пожар тушили сотрудники МЧС. Огромное им спасибо за их непростую работу!

DSC00409.JPG 5190.0K

В центре поселка "Сумский посад" в магазине “вино-водка” нам удалось купить мороженного и Очаковского кваса. Это был приятный сюрприз.
Доехав еще 30-ку до Беломорска, в магазинчике мы купили сосисок на вечер и поехали искать место для ночевки. Совершенно приятное место для стоянки мы нашли на берегу Беломоро-Балтийского канала. Съехав вбок с асфальтовой дороги от Беломорска, мы немного проехали по трявянистому тридцатиградусному склону и встали на берегу канала около живописной бухточки с видом на огромную гладь пресной и вкусной воды.

DSC00417.JPG 4979.1K
И всю эту воду можно пить!
DSC00414.JPG 4456.2K
С первого же заброса клюнул маленький ёршик, однако сорвался. Больше червя на крючке никто не беспокоил.

 DSC00419.JPG 5017.1K
Руководитель экспедиции каждый день также разжигал костер

DSC00418.JPG 4974.8K
и готовил чай. В этот раз из чистой и вкусной пресной воды.

DSC00411.JPG 4785.3K
После недельного перерыва, дети с аппетитом ели свежий хлеб и йогурты

DSC00415.JPG 4857.0K
Анютины глазки


К вопросу об охране Беломоро-Балтийского канала в 1941-45 годах

www.animeforum.ru/lofivesion/index.php/t12842-50.html   "В Карелии живет не так уж много народу. В 41-м практически всех боеспособных мужчин призвали с первым потоком на фронт. Поэтому на охрану Беломоро-Балтийского канала рекрутировали женщин. Первоначально это была ВОХРа, так что вроде ничего страшного. Но когда дела пошли совсем плохи и пришлось снимать войска с финского фронта и перебрасывать их под Ленинград, женщин одели в солдатскую форму и сформировали из них полноценные батальоны.
Теперь они отвечали не только за сам канал, но и за прилегающую территорию, вплоть до линии фронта. Взвод девушек из фильма "А зори здесь тихие" - это зенитная батарея батальона охраны. Моя бабушка была в стрелковой роте. Причём, отнюдь не девушкой. У неё уже был 8-летний ребёнок (мой отец). Пацана в детдом, мать в леса - диверсантов и шпионов отлавливать."


День восьмой: 7 августа - дорога Беломорканал - р.Шимка

На следующее утро мы выехали часов в 11-12 и поехали по пути, по которому мы ехали из Москвы (через Медвежьегорск и Вологду).

DSC00424.JPG 4531.4K
Кто то рулил по 10-15 часов в сутки
DSC00422.JPG 4732.0K
а кого то с комфортом везли
DSC00427.JPG 4822.2K
Начало большого черничного жора: за 3 дня дети с легкостью съели ведро черники...
DSC00425.JPG
Все из дерева
Мы могли поехать и через Санкт-Петербург, но хотели заночевать на нашей прежней стоянке на речке Шимке. Проехав весь день вдоль Онежского озера, самого озера мы опять не увидели. Дорожное покрытие тоже не улучшилось. Только, когда начало темнеть, мы подъехали к месту пересечения нашей дороги с рекой Кема, в которую вливается Шимка. Проехав по грунтовой дороге вдоль Кемы километров пять по реке, мы обнаружили множество мест для стоянки.
Однако все они уже были заняты, преимущественно бородатыми мужчинами на джипах. Если кто то подумал про чеченов с автоматами, то зря, бородачи были явно славянского вида, с большим количеством женщин и детей.
В Москве такие бородачи встречаются редко, зато по дороге на Белое море мы увидели много внедорожных машин с московскими номерами и с рюкзаками на верхнем багажнике. Часто за джипами ехал прицеп с лодкой или катером.
На речке Кема я тоже побросал спиннинг. Было уже почти совсем темно и  кроме потери одной блесны и одной пойманной коряги, ничего больше я не поймал.


День девятый: 8 августа - дорога р.Шимка - Москва

Утром мы постарались выехать пораньше, часов в 8 утра. Действительно, в 8.30 нам удалось это сделать. При более позднем выезде мы явно не успевали до полуночи доехать до дома, а мне на следующей день надо было уже быть на работе.

DSC00429.JPG 4952.3K
Просыпание в 7.00 не было нашей сильной стороной. Дети отчаянно боролись за каждую минутку сна. Отсутствие тента от палатки и утренний холод их не пугали.

DSC00044-CX110E.JPG 1155.2K
Кто не будет чистить зубы, останется комарам на корм

DSC00043-CX110E.JPG 1145.5K
Командир показывает жене и детям, что будет, если они быстро не соберутся в дорогу до дома.

DSC00047-CX110E.JPG 999.7K
Выезд на трассу зачем то был засыпан кучей земли. Чтобы проехать, нам пришлось саперной лопаткой раскидать куба три земли.

Дорога через Вологду и Ярославль была непроста. Однако, мы учли уроки предыдущей поездки и на проезд городов потратили поменьше времени и нервов. С приближением к Москве температура воздуха постепенно увеличилась до 35 градусов, росла и задымленность воздуха, а также количество машин и народу.
В Подмосковье было жарко и дымно, в районе Воскресенска прямо вдоль дороги пылал пожар. Пожарных видно не было. Курящие автолюбители явно не отвыкли от привычки бросать окурки в окошко машины.
До дачи мы доехали часам к 10 ночи. Видимость в районе подмосковных Бронниц была 100-200 метров, но большинство водителей скорости не снижало. Даже после места аварии с тремя разлетевшимися в кювет машинами и стоящей рядом машиной скорой помощи, куда что то грузили, большинство  проезжающих мимо водителей не стали снижать скорость. Они обгоняли машину скорой помощи, которая ехала со скоростью 90 км/ч.
Чем ближе к Москве, тем более скотские манеры вождения приходилось наблюдать. На дальних трассах и в небольших городах практически все водители ведут себя на дороге гораздо корректнее по отношению к окружающим.
На МКАДе в очередной раз неприятно удивили придурки, на скорости 150 км/ч лавирующие в потоке машин, не утруждая предупреждением других водителей включением поворотных огней. Мой опыт посещения половины стран Европы говорил, что там такой скотский стиль вождения радовал бы негров, которых по какой то причине не тормозит полиция. В реальности полицейские [в Европе] успешно пресекают почти все такие скотские поездки. Уважающие себя  белые европейцы ведут себя на дороге (да и вне ее) вполне корректно.

В Москву я приехал часа в 2 ночи, вышел из машины и сразу подвернул ногу, к счастью, несильно. Заодно выяснилось что часов за 15 езды на машине за последние сутки ходить я стал плохо, с трудом сохраняя равновесие. Сил на передвижение ног не было.
На улице было нежарко, градусов 25, хотя и дымно, как возле костра.

Короче, жаркая получилась неделя отпуска.


А вот и небольшое резюме путешествия:

  1. Мест для плавания на байдарке на южном побережье Белого моря мы нашли немного. Можно порекомендовать начало и завершение путешествия в поселке Колежма, однако добраться до него непросто.
    К морскому берегу на протяжении от Беломорска до Сумского Посада еще надо суметь добраться: единственная грунтовая дорожка проходит на расстоянии 2-10 км от моря. Выехать на машине к морю мы не смогли;

  2. Можно попробовать начать сплав из поселка Сумский Посад. До него из Беломорска километров 40 по хорошей грунтовой дороге (хотя на карте она обозначена как асфальтовая). Однако до моря еще километра 4 по бурной реке с порогами. Дорог вдоль реки, кои обозначены на картах как "грунтовые" последние лет 10 нет... Т.е. вернуться с моря в Сумский посад непросто, хотя местный народ на моторках в полный прилив выплывает в море и возвращается обратно;

  3. Местные жители и туристы пугали нас ГИМС (которые требуют номеров на всех судах, в т.ч. катамаранах и байдарках), пожарниками (была засуха и пожары, за нахождение в лесу со спичками грозил штраф 3 т.р), рыбохраной (а без сеток там никто не плавает) и т.д. Особенно много таких дармоедов в районе города Беломорска. До Сумского Посада они тоже добираются, а вот до Колежмы пока нет, видимо мелковато им или бензина не хватает;

  4. Надо брать с собой емкости для питьевой воды, с запасом дня на 2. 
    В сухую (и особенно очень сухую и жаркую) погоду очень желателен фильтр для воды. Речек с пресной водой совсем немного (одна километров на 10 побережья), в засуху половина из них совсем пересыхает, а в оставшихся вода была совсем коричневого цвета, типа чая "Липтон". Однако при наличии дождей пресную воду можно собирать из лужиц на скалах;

  5. Хороших мест для стоянки немного - одно километров на 10 побережья. Берег в основном низкий, к нему сразу подходит тайга, речек совсем мало. На берегу могут быть гадюки. Приятные места для стоянки можно найти на маленьких скалистых островках, однако в сухую погоду пресной воды там может не быть вообще. Соответственно, застрять на пару дней из-за шторма, без запаса воды будет неприятно;

  6. Комаров в начале августа было много. Они вылетали ближе к вечеру. Возле сетки с каждой нашей внутренней палатки летало около сотни комаров. Даже опытным туристам это действовало на нервы;

  7. Дети (6 и 9 лет) успешно прошли маршрут. Однако у них уже был опыт плаваний на байдарке. Но более мелких детей брать с собой рискованно;

  8. В августе на Белом море обычно нежарко, но в начале августа 2010 года температура воздуха была +25+30, вода тоже была теплой для купания;

  9. Ехать на машине по России 1300 километров туда и столько же обратно очень тяжело.
    Дороги, обозначенные как асфальтовые, периодически переходили в щебенку (особенно в Республике Карелия, да и от города Беломорска и далее на восток тоже асфальта не оказалось). Вокруг многих городов нет объездных дорог. На трассах, особенно ближе к Москве мест для отдыха нет, а леса возле дороги сильно загажены.
    Наша средняя скорость при движении из Москвы через Вологду составила только 40-50 км в час (с учетом небольших остановок по дороге), хотя мы старались ехать со скоростью 100-110 км/ч;

  10. На неделю из Москвы на Белое море ехать смысла нет (если, конечно, вы не матерые советские автотуристы). Из 9 дней мы ровно половину провели в дороге. На поезде можно доехать и побыстрее - за 36 часов.
    Однако, прямые затраты на дорогу на своей машине были равны затратам на бензин и составили 5 т.р. Затраты при поездке на поезде составили бы для нас около 30-40 т.р., да и с хорошие билеты можно было купить только недели за 3 до поездки;

  11. В случае, когда GPS-навигатор предлагает маршруты, отличные от рекомендуемых дорожными знаками (например, направление объезда ремонтируемой дороги), лучше довериться знакам, GPS может завести в тупик у черта на куличиках.

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья